Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
можно видеть из данных таблицы, перепись 1716 г. уже фиксирует равное распределение дворов одно- и двухпоколенных, а ревизия 1719 г. явно от мечает преобладание первого типа над вторым. Таким образом, преобладающими в Кандалакше конца XVII - начала XVIII вв. были семьи прямого родства, состоящие из трех поколений род ственников. Дворность Кандалакши этого периода не уступала дворности соседних волостей - Ковды и Керети - и даже в чем-то превосходила. Так, по результатам переписей 1711, 1716 и ревизии 1719 гг., в Ковде насчиты валось всего 14 дворов. В Керети количество дворов несколько превышало численность кандалакшских дворов: по переписи 1646/47 г. в Керети на считывалось 44 двора; в 1677/78 г. здесь уже было 78 дворов, а в 1710 г. количество дворов составляло 84. Такой значительный рост дворов в Кере ти может быть связан с деятельностью здесь соляных варниц Соловецкого монастыря (сама Кереть являлась монастырской вотчиной). Как показыва ют данные переписи 1677/78 г., часть местного крестьянства (т.н. казачки) была пришлой и являлась задействованной в организации труда на соля ных варницах1. Выяснив общие вопросы, связанные со структурой Кандалакшской волости, обратимся к характеристике основных социальных категорий Кандалакши: крестьян, бобылей и монастырских бобылей. Б. С оциальная ст рукт ура К андалакш ской волости. Одна из категорий сельского населения России XVI - начала XVIII вв., бобыли, давно привлекает внимание отечественных специалистов, о чем свидетель ствует обширная историография проблемы2. Исследователи отмечали сложность изучения экономического и социального статуса бобылей, об ращали внимание на то, что бобыли как самостоятельная социальная кате гория крестьянства имели свои региональные особенности. Не было ис ключением и положение бобылей на Севере России. Так, по наблюдениям ряда историков в этом регионе Московского государства бобыли являлись безземельными крестьянами, выступавшими в качестве арендаторов земли у волостных крестьян и монастырей3. XVII в.: Очерки по исторической географии XVII в. - М., 1974. - С. 130; Воро бьев В.М., Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение: От «Смутного времени» до кануна Петровских реформ. - JL, 1986. - С. 14. К этому же мнению в недавнее время присоединилась и О.Н. Адаменко. (См.: Адаменко О.Н. Землевладение и хо зяйство Спасо-Каменого монастыря. - С. 177.) 1Сб. ГКЭ. - Т. И. - № 159. - Стб. 535. Историографические обзоры проблемы см.: Шапиро А.Л. Бобыльство в России в XVI-XVII вв. // ИСССР. - 1960. - № 3. - С. 49-52; Сахаров А.Н. Эволюция категории крестьянства в XVII в. (Критико-историографический очерк) // ВИ. - № 9. - 1965. - С. 51-56 и др. Островская М. Земельный быт сельского населения Русского Севера в XVI-XVIII вв. - СПб., 1913. - С. 78-79. Отметим, что современным исследователем В.И. Ивановым выделяются и другие критерии особенностей социального положения бобылей Помо 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz