Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
чале XVIII вв.1 Безусловно, с учетом современных знаний по истории мо настыря список, составленный П.П.Строевым, не является полным. К со жалению, приведенные историком сведения о высшей монастырской ие рархии остались невостребованными в историко-краеведческой литературе. Видимо, причиной тому послужило отсутствие сколько- нибудь постоянных и целенаправленных изысканий источников по исто рии монастыря. Не обошел своим вниманием вопрос возникновения монастырей на Севере России в фундаментальном исследовании истории русской церкви митр. Макарий (Булгаков). Возникновение монастыря в Кандалакше истори ком относилось к середине XVI в. Наряду с Кандалакшским монастырем в Порьей губе, по данным исследователя, также возник монастырь, называе мый в источниках Кокуевым2. Источником исторических сведений о Ко- куевом монастыре для митр. Макария (Булгакова) послужила КБЧ3, ранее уже используемая исследователями церковных древностей Севера России. Значительно больше исторических данных о прошлом Кандалакш ской обители содержится в обширном историко-топографическом иссле довании, составленном В.В. Зверинским4. Известный церковный историк рубежа X IX -XX вв. смог собрать практически все данные о монастырях, когда-либо существовавших в России со времен Киевской Руси до начала правления последнего российского императора. Сведения о монастырях в его работе подразделены на две рубрики: в первой дается краткая характе ристика основных вех истории той или иной обители, во второй содержит ся список опубликованных источников и исследований по истории каждо го конкретного монастыря. Именно таким образом построено изложение кратких сведений и о Кандалакшском монастыре. В.В. Зверинским было отмечено, что монастырь по жалованной грамоте царя Федора Ивановича (1585) получал от государства ругу. Из игуменов монастыря в этой же ста тье ученым упоминается Сильвестр. Время ликвидации монастыря, по све дениям автора, относится к 1764 г., когда обитель была ликвидирована в ходе проведения секуляризационной реформы5. В список источников цер ковным историком были включены 9 документов, опубликованных в раз личных исторических изданиях второй половины XIX - начала XX вв. От метим, что еще несколько публикаций, касающихся истории монастыря, 1 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 2 1877.-Ч . 2 .-№ 16.-С т б . 832. Макарий (Булгаков). История русской церкви, (репринт). - М., 1996. - Т. 7. - Кн. 4. - Ч. 1 .-С . 228. 3 Там же. - Примечания к Т. 7. - Прим. 54. - С. 510. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о право славных монастырях в Российской империи (репринтное издание). - СПб., 2005. - Кн. 1-3. 5Там ж е .-К н . 2 .-№ 858.- С . 160. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz