Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Если из общего числа кандалакшских крестьян - тех, что владели амбарами в Коле и становищами на Мурманском берегу, исключить тех, кто упоминается дважды среди двух указанных групп, то общее число кандалакшан составит 32 человека. Таким образом, писцовая книга 1608-1611 г г , не давая описания Кандалакшской волости, все же приводит сведения о 32 ее представителях. Во-вторых, отсутствие описания Кандалакши в писцовой книге А. Михалкова, думаю, следует связать с тем судебным разбирательством, возникшим во второй половине 60-х гг. XVII в , в которое были втянуты крестьяне и монахи Кандалакши, с одной стороны, и посадские люди и монахи Печенгского монастыря Кольского острога - с другой. Причиной конфликта стала неясность в порядке разверстки податей между крестья нами уезда и посадскими людьми острога, основанного на луковладении. Посадские люди обвинили пречистенских монахов в том, что во время проведения переписи старцы дали А. Михалкову взятку с целью занизить в писцовом описании количество принадлежащих обители луковых угодий1. Справедливость этого обвинения не вызвала у современников сомнений. Следовательно, можно предположить, что наличие за монастырем луковых угодий сверх того числа, что указано в писцовой книге, некогда принадле жавших крестьянам, и послужило одной из возможных причин того, чтобы не заносить сведений о волости в писцовую книгу. В противном случае писцам пришлось бы указать всех тех лиц, у которых монастырь приобрел разными путями угодья. Высказанное предположение требует одной существенной оговорки, без которой представленная гипотеза не будет «работать»: если действи тельно это так, то следует полагать, что монастырем к этому времени были скуплены все, или почти все, угодья волостных крестьян. Возвращаясь к тем Кандалакшским крестьянам, которые, согласно писцовой книге 1608-1611 г г , владели в Коле амбарами, а на морском по бережье рыбацкими становищами, обратим внимание, что среди них встречаются упоминания ряда фамилий, известных вкладной книге мона стыря. Это позволяет со всей определенностью идентифицировать тех мо настырских вкладчиков, о территориальном происхождении которых вкладная книга не делает никаких пояснений. К числу этих крестьянских фамилий относятся следующие: Кляпиковы, Туликовы, Шалуевы, Чумаки, Слепые, Бурко, Усы и Новодеревенские. И все же, несмотря на молчание писцовой книги 1608-1611 гг. о ко личестве дворов Кандалакши, некоторые косвенные данные на этот счет все же присутствуют в источниках. В челобитной кандалакшских крестьян (1624), о которой уже упомяналось ранее, вкратце излагающей обстоятель ства разорения волости «воровскими отрядами», отмечается, что во время 1Грамота 1697 г. - С. 404. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz