Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

бождались от тягла и несения ряда повинностей (подводная повинность, «корм» для содержания царских посыльных), кандалакшским крестьянам было запрещено «в тех бобылей вступать и въ Кандалашскую волость ни во что имати с нихъ не велелъ»1. Таким образом, в начале XVII в. в Кандалакше возникла категория «приписных» или монастырских бобылей, которые существенно пополни­ ли количественный состав тех бобылей, которые первоначально (по пис­ цовой книге Алая Михалкова) числились за монастырем. Представить более детально социальный состав и количество насе­ ления Кандалакшской волости в период конца XVI - начала XVII вв. не­ возможно. Как уже было отмечено ранее, писцовые описания Кандалакши «письма» В.Т. Агалина не сохранились или, по крайней мере', еще остают­ ся невыявленными на сегодняшний день. Писцовая книга А. Михалкова не содержит описания собственно самой волости, все внимание писца сосре­ доточено исключительно на описании хозяйства, численности монашест­ вующей братии самого Пречистенского монастыря. Это проявляется даже в том случае, когда писец делает отсылки на более ранние писцовые книги В.Т. Агалина: данные из книги «письма» Василия Агалина приводятся только для того, чтобы зафиксировать произошедшие изменения в мона­ стырском хозяйстве (касается угодий и соляных варниц) к началу работы над переписью А. Михалкова. Данное обстоятельство уже привлекало внимание специалистов и любителей-краеведов, правда, при этом четкого и ясного объяснения при­ чин «пропуска» волости в структуре писцовой книги так и не было дано. Выскажем ряд своих соображений, которые не претендуют на исчер­ пывающее решение вопроса. Во-первых, отметим, что кандалакшские кре­ стьяне фигурируют не только в перечне вкладчиков и продавцов, упоми­ наемых писцовой книгой 1608-1611 гг. и вкладной книгой монастыря, от которых монастырь получил угодья, но и среди населения Кольского ост­ рога, а также владельцев долей промышленных становищ Мурманского берега. В Коле кандалакшане выступали в качестве владельцев (полностью или частично) амбаров, где хранились суда и необходимые орудия морско­ го промысла. В общей сложности писцовая книга 1608-1611 гг. приводит сведения о 25 представителях волости, выступавших в Коле в качестве владельцев или совладельцев хозяйственных построек2. Значительно больше выходцев из Кандалакши было среди промышленников Мурман­ ского берега. Крестьяне Кандалакши присутствовали на 8 из 21 становища Мурманского конца побережья Баренцева моря3. Здесь, в общей сложно­ сти, трудилось на промысле 34 кандалакшских крестьянина (включая двух женщин). 1РИБ. - Т. II. - № 170. - Стб. 692. 2Писцовая книга 1608-1611 гг.-С . 411-412,415. 3Тамже.-С. 427-428. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz