Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
бождались от тягла и несения ряда повинностей (подводная повинность, «корм» для содержания царских посыльных), кандалакшским крестьянам было запрещено «в тех бобылей вступать и въ Кандалашскую волость ни во что имати с нихъ не велелъ»1. Таким образом, в начале XVII в. в Кандалакше возникла категория «приписных» или монастырских бобылей, которые существенно пополни ли количественный состав тех бобылей, которые первоначально (по пис цовой книге Алая Михалкова) числились за монастырем. Представить более детально социальный состав и количество насе ления Кандалакшской волости в период конца XVI - начала XVII вв. не возможно. Как уже было отмечено ранее, писцовые описания Кандалакши «письма» В.Т. Агалина не сохранились или, по крайней мере', еще остают ся невыявленными на сегодняшний день. Писцовая книга А. Михалкова не содержит описания собственно самой волости, все внимание писца сосре доточено исключительно на описании хозяйства, численности монашест вующей братии самого Пречистенского монастыря. Это проявляется даже в том случае, когда писец делает отсылки на более ранние писцовые книги В.Т. Агалина: данные из книги «письма» Василия Агалина приводятся только для того, чтобы зафиксировать произошедшие изменения в мона стырском хозяйстве (касается угодий и соляных варниц) к началу работы над переписью А. Михалкова. Данное обстоятельство уже привлекало внимание специалистов и любителей-краеведов, правда, при этом четкого и ясного объяснения при чин «пропуска» волости в структуре писцовой книги так и не было дано. Выскажем ряд своих соображений, которые не претендуют на исчер пывающее решение вопроса. Во-первых, отметим, что кандалакшские кре стьяне фигурируют не только в перечне вкладчиков и продавцов, упоми наемых писцовой книгой 1608-1611 гг. и вкладной книгой монастыря, от которых монастырь получил угодья, но и среди населения Кольского ост рога, а также владельцев долей промышленных становищ Мурманского берега. В Коле кандалакшане выступали в качестве владельцев (полностью или частично) амбаров, где хранились суда и необходимые орудия морско го промысла. В общей сложности писцовая книга 1608-1611 гг. приводит сведения о 25 представителях волости, выступавших в Коле в качестве владельцев или совладельцев хозяйственных построек2. Значительно больше выходцев из Кандалакши было среди промышленников Мурман ского берега. Крестьяне Кандалакши присутствовали на 8 из 21 становища Мурманского конца побережья Баренцева моря3. Здесь, в общей сложно сти, трудилось на промысле 34 кандалакшских крестьянина (включая двух женщин). 1РИБ. - Т. II. - № 170. - Стб. 692. 2Писцовая книга 1608-1611 гг.-С . 411-412,415. 3Тамже.-С. 427-428. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz