Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
городов и волостей Поморья. За этими новопоселенцами тогда же закрепи лась социальная характеристика - бобыль. Количественный состав бобылей, а также и их положение в волости раскрываются в двух жалованных грамотах Михаила Романова Канда лакшскому монастырю. В одной из них, датируемой 15 мая 1615 г., содер жатся следующие распоряжения относительно бобылей: «...игумена Силь вестра с братьею с нашими тяглыми крестьяны Кандалашские волости поверсталъ и отделилъ половину бобылей незгодниковъ, которые живутъ своими дворы, Кандалашскому монастырю в подмогу, а другую половину техъ бобылей отделилъ въ подмогу нашим Кандалашскимъ тяглымъ кре- стьяномъ...»1. В дальнейшем, как следует из распоряжений жалованной грамоты, подобное правило - разделение бобылей «поровну» между мона стырем и кандалакшскими крестьянами - должно было действовать и впредь. Так, в жалованной грамоте указывается, что если «иные (бобыли. - С.Н.) учнуть приходите и дворы свои ставити, техъ дворовыхъ новыхъ бо былей Кандалашскому монастырю с нашими тяглыми Кандалашскими крестьяны впредъ делити пополамъ...»2. Чуть ранее, 11 мая 1614г., Кандалакшскому монастырю была выдана еще одна жалованная грамота, в которой также шла речь о бобылях. К со жалению, полный текст документа не сохранился, до настоящего времени дошел лишь краткий пересказ грамоты, составленный для описи мона стырской документации в 1742 г. Как следует из описания документа, в Кандалакше на момент выдачи жалованной грамоты, было «нетяглых лю дей нелуковиков сорок дворов»3. Грамота предписывала, «чтоб с тех соро ка дворов жильцом с промыслов своих и с володений тянуть пополам...». Под последним (несмотря на то что в «пересказе» грамоты не поясняется, с кем должны были «пополам» нести тягло «нелуковики») следует понимать то, что эти сорок дворов делились между монастырем и волостью пополам и должны были участвовать совместно с ними в уплате податей. Таким образом, приток в волость мигрантов, спасавшихся от разоре ния Смуты в Поморье, послужил одним из основных источников форми рования категории бобылей в Кандалакшской волости. Жалованные грамо ты, рассмотренные выше, недвусмысленно говорили о том, что половина живших в Кандалакше бобылей должна была перейти в «пособь» Пречис тенской обители. Это создавало благоприятные возможности для приобре тения монастырем определенных иммунитетных привилегий по отноше нию к «приписным» бобылям. Так, в жалованной грамоте от 20 мая 1615 г. Пречистенскому монастырю давалось право «приписных» бобылей «ведати и судити»4. И несмотря на то что монастырские бобыли не осво 1РИБ. - Т. И. - № 1 70, - Стб. 691-692. 2Тамже.-Стб. 692. 3Архив СПб. ИИ РАН. - Кол. 115. - №20. - Л. 3 об. 4РИБ. - Т. II. - № 170. - Стб. 692. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz