Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

стного крестьянства. При этом свою аргументацию краевед выстраивал не на основе анализа источников, а на материалах статьи дореволюционного историка русской церкви В.В. Знаменского о древнерусском приходе1. Подобное суждение вряд ли применимо к Кандалакшскому мона­ стырю, который, как будет показано далее, соприкасался с волостной структурой только в вопросах уплаты податей и несения ряда государст­ венных повинностей (прежде всего подводной). Монастырь изначально существовал как независимая от волости и самостоятельная социальная структура. Этот статус был закреплен писцовыми книгами В.Т. Агалина и А. Михалкова, воспрещавшими местным крестьянам вступать на террито­ рию монастыря (монастырский наволок) самовольно. Справедливости ради отметим, что примеры деятельности церков­ ных организаций (приходских церквей) как организаций, не просто удов­ летворявших духовные потребности местного крестьянства, но и выпол­ нявших социальные обязательства по отношению к общине, известны и для волостей Кольского Севера. Так, согласно «сотной» Я. Романова и Н. Пятунина на волость Кереть (1563), здесь стояли две церкви, великому­ ченика Георгия и Николы Чудотворца, вокруг которых были выстроены шесть келий «нетяглых», где жили «старицы убогие», питавшиеся «о ми­ ре»2. Новое описание Керети, составленное уже В.Т. Агалиным (1574/75), также фиксирует при волостных церквях кельи с живущими в них «нищи­ ми». Правда, к этому времени количество келий сократилось с 6 до 43. В соседней с Керетью волостью Ковдой писцовое описание В.Т. Агалина также отмечает наличие церкви Николы Чудотворца, «ставленой» всеми «волостными людьми»4. Социальная топография «монастырской стороны» Кандалакши нача­ ла меняться в первые годы после разорения обители и волости «воровски­ ми отрядами». Социальные последствия этих разорений в частности, а также и тех процессов, которые происходили в Поморье на исходе Смут­ ного времени в целом, сказались на волости уже тогда, в начале второго десятилетия XVII в. Во-первых, в результате «воровских набегов» на Кан­ далакшу произошла убыль крестьянского населения волости. Во-вторых, действия казачьих отрядов в Поморье вызвали широкую миграцию насе­ ления, вынужденного искать спасения и скрываться от военной опасности на новых местах. Второй фактор - миграция населения - привел к тому, что уже в 1614-1615 гг. в Кандалакше появилось немалое число выходцев из других 1Разин Е.Ф. Стоял «монастырь опщей». Это было в старину // Полярная Правда. - 1991. - 10 октября. - С. 2. 2Сб. ГКЭ. - Т. 1. - № 137. - Стб. 442. 3Тамже. - № 138. - Стб. 452. 4Архив СПб. ИИ РАН.-Кол. 115.-№ 875. - Л. 13 об. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz