Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
стного крестьянства. При этом свою аргументацию краевед выстраивал не на основе анализа источников, а на материалах статьи дореволюционного историка русской церкви В.В. Знаменского о древнерусском приходе1. Подобное суждение вряд ли применимо к Кандалакшскому мона стырю, который, как будет показано далее, соприкасался с волостной структурой только в вопросах уплаты податей и несения ряда государст венных повинностей (прежде всего подводной). Монастырь изначально существовал как независимая от волости и самостоятельная социальная структура. Этот статус был закреплен писцовыми книгами В.Т. Агалина и А. Михалкова, воспрещавшими местным крестьянам вступать на террито рию монастыря (монастырский наволок) самовольно. Справедливости ради отметим, что примеры деятельности церков ных организаций (приходских церквей) как организаций, не просто удов летворявших духовные потребности местного крестьянства, но и выпол нявших социальные обязательства по отношению к общине, известны и для волостей Кольского Севера. Так, согласно «сотной» Я. Романова и Н. Пятунина на волость Кереть (1563), здесь стояли две церкви, великому ченика Георгия и Николы Чудотворца, вокруг которых были выстроены шесть келий «нетяглых», где жили «старицы убогие», питавшиеся «о ми ре»2. Новое описание Керети, составленное уже В.Т. Агалиным (1574/75), также фиксирует при волостных церквях кельи с живущими в них «нищи ми». Правда, к этому времени количество келий сократилось с 6 до 43. В соседней с Керетью волостью Ковдой писцовое описание В.Т. Агалина также отмечает наличие церкви Николы Чудотворца, «ставленой» всеми «волостными людьми»4. Социальная топография «монастырской стороны» Кандалакши нача ла меняться в первые годы после разорения обители и волости «воровски ми отрядами». Социальные последствия этих разорений в частности, а также и тех процессов, которые происходили в Поморье на исходе Смут ного времени в целом, сказались на волости уже тогда, в начале второго десятилетия XVII в. Во-первых, в результате «воровских набегов» на Кан далакшу произошла убыль крестьянского населения волости. Во-вторых, действия казачьих отрядов в Поморье вызвали широкую миграцию насе ления, вынужденного искать спасения и скрываться от военной опасности на новых местах. Второй фактор - миграция населения - привел к тому, что уже в 1614-1615 гг. в Кандалакше появилось немалое число выходцев из других 1Разин Е.Ф. Стоял «монастырь опщей». Это было в старину // Полярная Правда. - 1991. - 10 октября. - С. 2. 2Сб. ГКЭ. - Т. 1. - № 137. - Стб. 442. 3Тамже. - № 138. - Стб. 452. 4Архив СПб. ИИ РАН.-Кол. 115.-№ 875. - Л. 13 об. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz