Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
11 до 15 членов монашеской братии1. К концу XVII столетия, напротив, состав «собора» резко сокращается и в разное время составляет от 1 до 5 членов коллегиального органа. Подобное резкое сокращение состава «со бора», как можно думать, находится в прямой зависимости от общего со кращения монашеской братии Кандалакшской обители, которая, по дан ным переписных книг 1710 и 1711 гг., составляла 7 человек2. Подведем некоторые итоги. Во-первых, высшие должностные лица Пречистенской обители (игумены и строители) не имели прочных связей с монастырем в период, предшествующий их вступлению в высокую должность. Только относи тельно одного кандалакшского игумена - Павла Колянина - можно ска зать, что он прибыл в монастырь по распоряжению Холмогорского влады ки из Соловецкой обители. Во-вторых, круг высших монастырских должностей в Кандалакш ском монастыре в XV I-XV II вв., в сравнении с другими крупными мона стырями Севера России, был достаточно узок и состоял из двух должно стей: келаря и казначея (или казначеев). Функции этих должностных лиц в ряде случаев переплетались, но, несмотря на это, отличительной чертой в деятельности казначея являлось ведение приходно-расходных книг (воз можно, и занесение записей во вкладную книгу). В-третьих, «собор» старцев как орган коллегиального управления монастырем являлся достаточно «открытым» для вступления в него рядо вых представителей монашеской братии. Возможно, эта открытость объяс няется немногочисленностью состава самой монашеской братии Канда лакшского монастыря, отсутствием в ее числе представителей привиле гированных социальных групп. 1Вкл. кн. - Л. 84-84 об., 90, 94-95 и др. 1 АрхивСПб. ИИ РАН. - Ф. 10. - Оп. 3. - Д. 20. - Л. 109-109 об. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz