Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
1664 г , только уже октябрем. Тогда, 24 октября, крестьянин Керетской во лости Федор Подкокоре пожертвовал в Кандалакшский монастырь имуще ство (одежда, медь, посуда) стоимостью 17 руб. 50 коп. В конце записи о вкладе вновь читаем: «а всего сколко именно, и то писано в книге у казна чея Матфея»1. Рассматриваемые примеры, как кажется, позволяют увидеть особенности канцелярской практики Пречистенского монастыря. Поступ ления в монастырскую казну (имущественные и денежные) первоначально вносились в приходно-расходную книгу, где они могли быть дифференци рованы на обычные поступления и те поступления, которые передавались «Христа ради», т.е. как пожертвования. Затем, на втором этапе, поступле ния второго вида («Христа ради») специально заносились в сведения вкладной книги. Данные примеры иллюстрируют тезис тех исследователей, которые отмечали взаимосвязь сведений разных видов внутримонастырской доку ментации2. Сведения о вкладах могли первоначально заноситься в приход но-расходные книги и уже затем быть перенесенными в записи вкладной книги. Казначеи могли и злоупотреблять своим служебным положением, открывавшим для них широкий простор в распоряжении «братской» каз ной. Наиболее характерный пример деятельности нечистоплотного казна чея присутствует в записях вкладной книги. Уже упоминавшийся ранее ка значей Иона (в миру серебряник Сумского посада Иван Афанасьев сын) после 1657 г. «збежал из монастыря и снес денег казенных 12 рублей 1 ал тын 2 денги и плате»3. Коллегиальную форму управления в монастыре представлял «собор» старцев. В его состав входили наиболее уважаемые члены братии. В ис точниках, прежде всего во вкладной книге, упоминание собора появляется не сразу, что, очевидно, было связано с неразработанностью формуляра вкладной записи. Первая запись, в которой упоминается «собор», относит ся к 1579/80 г. В его составе, помимо монахов, участвовали также должно стные лица: келарь, казначей и чины духовной иерархии - священноиноки и священнодиаконы. Члены собора формально присутствовали при заклю чении сделок, зачислении вкладов в монастырскую казну. Собор исполнял и контрольные функции: перед ним отчитывались о своей деятельности келари и казначеи. Кроме того, участие соборных старцев в приеме вкла дов позволяло выявлять возможные фальсификации в случаях, когда вклад 1Вкл. кн. - J1. 202. 2Богатырев С.Н. Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/86 г. как исторический источник // Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/86 г. / Подготовка текста С.Н. Богатырева. - М, 1996. - С. 13-14; Черкасова М.С. Сравнительное изучение мо настырских архивов: источники и проблемы // Кириллов: Краеведческий альманах. - Вологда, 2001. - Вып. 4. - С. 290-310. 3Вкл. кн.-Л. 183. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz