Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
не вероятно, что казначей Иван мог совмещать свою должность с должно стью приказчика усолья. Прием казначеем пожертвований (прежде всего денежных) и оформ ление трудовых отношений с наемными работниками не являлись специ фическими чертами его деятельности в монастыре. Денежные вклады мог ли приниматься и келарем1. Известен случай, когда в 1650 г. крестьянин Кандалакшской волости Игнатий Козмин сын передал денежный вклад игумену монастыря Феодосию2. Подобно этому и трудовые отношения с наемными работниками могли оформляться другими представителями Пречистенской администрации, допустим, приказчиками монастырских служб. В чем же, в таком случае, заключалась «профессиональная» осо бенность казначейской должности? Полагаем, что таковой была обязан ность вести хозяйственную документацию монастыря, т.н. приходно- расходные книги. В записях вкладной книги упоминаются самые разнооб разные виды документации, включая отсылки на саму вкладную. Есть сре ди записей и упоминания о приходно-расходных книгах Кандалакшского монастыря. Они именуются либо просто «книгой»3, куда казначей вносил сведения о поступлениях (приходе) в монастырский бюджет, либо же «де нежными казначейскими книгами»4. Хотелось бы отметить, что в послед нем случае в записи о вкладе, где встречается это обозначение хозяйствен ной документации монастыря, есть уточнение, что сведения о вкладе солевара Ивана Потгоряхи монастырские казначеи внесли «в приход»5. Работа с приходно-расходными книгами находилась исключительно в компетенции казначеев. Нет ни одного случая, когда бы в источниках упоминалось о ведении хозяйственной документации игуменом или кела рем (правда, отдельные приходно-расходные книги были у приказчиков монастырских служб). Как можно судить по некоторым записям, объем сведений о поступлениях в монастырскую казну, содержавшийся в при ходно-расходных книгах, был шире того, что представлен в записях вклад ной книги. Об этом достаточно красноречиво говорят две записи вкладной книги. В первой из них, датируемой 19 сентября 1664 г., отмечается, что вкладчик Фока Сергеев сын передал в монастырь имущества разные виды тканей и денег на общую стоимость в 10 руб. 20 ал. В заключительной час ти записи о вкладе делается уточнение о количестве переданных предме тов и сумме денег: «а чего и сколко, и то писано в книге у казначея Мат фия»6. Имя казначея Матфея, в связи с работой над приходно-расходной книгой, встречается в записях вкладной еще один раз и датируется тем же 1Вкл. кн. - Л. 168 об., 186 об., 220. 2 Тамже. - Л. 172 об. 3Тамже. - Л. 166 об., 202. 4Тамже. - Л. 205. 5Тамже. 6Тамже.-Л. 166 об. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz