Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
России даже в XIX столетии1. Составитель описания истории и современ ного состояния монастыря иг. Досифей (Немчинов) поместил в исследова нии и список тех обителей (существующих и упраздненных), которые бы ли приписаны к Соловкам. В их числе мы встречаем и сведения о Кандалакшском монастыре. Необходимо отметить, что они еще более ла пидарны, нежели в двух предшествующих работах, рассмотренных нами ранее. Так, в этом случае, историк лишь упоминает о местоположении мо настыря («в Кольском уезде, на Кандалажской губе Белого моря») и кон статирует факт его упразднения2. Вопросы о времени возникновения и ли квидации самостоятельности монастыря, руководстве обители (игуменах и строителях) не имели своего разрешения в кратких заметках историка Со ловков. Предположим, что в распоряжении Досифея (Немчинова) попро сту не было источников, способных, пусть в самой минимальной степени, осветить те или иные вопросы прошлого Кандалакшского монастыря. В список упраздненных и приписанных некогда к Соловецкому мона стырю обителей попал в том числе и Кокуев монастырь3. Судя по тому, что иг. Досифей (Немчинов) приводит те же географические показатели (вер сты) удаленности монастыря от двух поморских селений - Кандалакши и Умбы, что и Амвросий (Орнатский), возникает вполне очевидная мысль: либо Досифей (Немчинов) пользовался данными, почерпнутыми из соот ветствующего раздела «Истории российской иерархии», либо же в его рас поряжении была одна из публикаций КБЧ. Остается только неясным, опи раясь на какие источники (письменные или устные предания), историк смог заявлять об имевшей место приписке Кокуева монастыря к Соловец кому? Куда более подробная информация о существовавшем некогда в Кандалакше монастыре встречается в справочных работах, посвященных историко-статистическому и историко-географическому описанию мона стырей России, вышедших во второй половине XIX - начале XX вв. Ак тивная публикация источников Археографической комиссией, в том числе и источников по истории монастырей периода Московского государства, создание первых обобщающих работ по проблемам экономического со стояния русской церкви в допетровский период, ее взаимоотношений с властью - все это явилось естественной причиной расширения знаний по истории отдельных обителей. Так, в обширной монографии П.П. Строева «Списки иерархов и на стоятелей монастырей Российской церкви» есть сведения об игуменах и строителях Кандалакшского монастыря. Историк привел имена пяти игу менов и четырех строителей, возглавлявших монастырь в конце XVI - на 1Досифей (Немчинов) Географическое, историческое и статистическое описание став- ропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. - М., 1836. - Ч. 2. - С. 415. 2 Там же. 3 Там же. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz