Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
довольствия (прежде всего, хлеба), оказание содействия представителям других монастырских служб Кандалакшского монастыря . Не будет большим преувеличением сказать, что келарь выполнял роль заместителя игумена, в компетенции которого находились вопросы общего управления монастырем и монастырскими службами. При опреде ленных условиях келарь мог злоупотреблять своим служебным положени ем, действуя не во благо, а во вред обители, расточая монастырское иму щество. Так, в 1709 г. посыльные архиепископа Холмогорского и Важского Рафаила Иван Стафуров и Иван Кончаков, отправленные в Кольский острог для инспектирования Печенгского монастыря, проезжая по пути к месту назначения Кандалакшу, обратили внимание на деятель ность монастырского келаря. По словам архиерейских «инспекторов», ке ларь Кандалакшского монастыря «жывет непорядошно - монастырскую казну проторит безделно без братцкого совету и церковного, утварь, ризы и иные освященные потребы продал и отдал на безценок, а то все было ве ликого государя жаловане... и все чинит непорядошно»2. И действительно, при составлении описи монастырского имущества в ноябре 1710 г. новым игуменом Павлом Коляниным выяснились факты многочисленных пропаж монастырских книг, икон и прочей утвари3. Масштабы казнокрадства бывшего келаря были настолько велики, что в числе «пропаж» оказалось и монастырское подворье на Глинском посаде Холмогор, проданное лихо- имцем-келарем!4 Примечательно решение архиепископа Рафаила, узнавшего от своих посыльных о проступках кандалакшского келаря. На полях отчета Ивана Стафурова и Ивана Кончакова о поездке в Кольский острог и Кандалакшу есть запись, видимо сделанная самим владыкой, согласно которой архи епископ велел «отслать... келаря Кандалашеского». Эта запись содержится на верхнем поле листа. Внизу листа другая запись: «велеть сыскать из Ко- релского (Николо-Корельского монастыря. - С.Н.) иеромонаха Исмаила из Соловецкого иеромонаха Павла Коленина»5. Так проясняется происхожде ние одного из игуменов Кандалакшского монастыря Павла Колянина. Про звище иеромонаха и будущего игумена как будто указывает на то, что он являлся выходцем из Колы. До вступления в должность игумена Пречис тенского монастыря иеромонах Павел, по всей видимости, являлся членом Соловецкой обители. Четвертое по значимости лицо в монастырской администрации - ка значей - представлено более значительным количеством лиц. Общее число казначеев (59), известных вкладной книге, незначительно превышает число 1РГАДА.-Ф. 1434. - Оп. 1 .-Д . 2 .-Л . 1-1 об.,7; Д. 6 .-Л . 1; Д. 7 .-Л . 1. 2ГААО. - Ф. 31. - Оп. 3. - Д. 213. - Л. 2 об. 3Тамже.-Д. 228.-Л . 16-17. 4Тамже. - Л, 17-17 об. 5Тамже. - Л. 2 об. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz