Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
Одним из первых келарей, известных вкладной книге, является ке ларь Симеон, первое упоминание о котором относится к 1578/79 г.1 В об щей сложности вкладной книге известен 51 келарь. Если использовать данные других источников, то количество келарей Кандалакшского мона стыря может быть увеличено до 55. Жесткой регламентации в сроках занятия должности келаря, а также ограничений, связанных с повторным ее занятием, по всей видимости, не было. Оперируя данными вкладной книги, можно говорить о том, что сре ди кандалакшских келарей были как свои долгожители, так и «одноднев ки», известные единичным записям о вкладах. Среди наиболее часто упо минаемых вкладной книгой келарей следует назвать следующих: Кирилл (известен в должности 16 раз), Гедион (известен в должности 8 раз), Ти мофей (известен в должности 8 раз), Арсений (известен в должности 7 раз)2 и др. При этом практически не известно примеров, когда бы один и тот же келарь «узурпировал» свою должность на несколько лет подряд. Даже если келарь известен в должности на протяжении нескольких лет, то, как правило, в этом промежутке времени ему приходится ее уступать, пусть и на короткий период, другому представителю братии Кандалакш ского монастыря. Так, старец Арсений практически без перерыва занимал должность келаря с 1628 по 1633 гг. И несмотря на это, в деятельности Ар сения известны краткие перерывы. Практически все вкладные записи за 7137 г. (1628/29 г.) в качестве келаря знают Арсения, кроме одной, где под тем же годом келарем выступает другой монах - старец Козьма3. Попытаемся определить функции келаря. Для решения поставленной задачи большое значение имеет переписка между монастырскими властя ми и приказчиком Холмогорской службы старцем Иоасафом Мельцовым, датируемая летом - осенью 1660 г. Как следует из материалов переписки в этот период, вплоть до весны 1661 г., Пречистенский монастырь оставался без игумена. Все важные распоряжения, касающиеся деятельности Холмо горской службы в это время исходили от келарей Савина (июнь-октябрь)4 и Никифора (ноябрь-декабрь)5. Появление с ноября 1660 г. в письмах име ни нового келаря дает возможность предположить, что смена первых лиц монастырской администрации приходилась на конец года (сентябрьского). Круг вопросов, которые решали келари в период отсутствия в мона стыре игумена, был достаточно обширен: выдача денег на ссуду мона стырским людям, починка цренов, закупка необходимого монастырю про 1Вкл. кн. - Л. 4 об. 2Кирилл находился в должности келаря, с перерывами, с 1591 по 1616 гг.; Гедион, с перерывами, с 1592 по 1602 гг.; Тимофей, с перерывами, с 1604 по 1623 гг.; Арсений, с перерывами, с 1628 по 1639 гг. 3Вкл. кн. - Л. 136. 4РГАДА- - Ф- 1434. - On. 1. - Д. 2. - Л. 1-6 об. 5Тамже. - Д. 2. - Л. 7-7 об.; Д. 7. - Л. 1-3 об. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz