Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
1703-1704 гг. должность занимал иеромонах Дионисий1, а в 1705 г. - мо нах Пахомий2. Личность строителя Дионисия достаточно примечательна: в июне 1703 г. между иеромонахом Дионисием и группой кольских стрель цов, проезжавших через Кандалакшу для выполнения различных поруче ний кольского воеводы Д.И. Унковского, произошел конфликт. Строитель Дионисий, отказавшийся предоставить стрельцам провиант, был избит служилыми людьми3. Впрочем, строитель и сам мог стать зачинщиком (или активной сто роной) конфликта внутри монастыря. Среди хозяйственных документов Николо-Корельского монастыря отложилась и переписка между приказчи ком Мурманского рыбного промысла служки Агафона Иванова и архи мандритом монастыря Павлом. Так, в письме от 02.12.1729 г. приказчик сообщает монастырскому властителю о любопытном факте из повседнев ной жизни Кольского острога: в Колу из Кандалакши пришел монах Козь ма, который, по словам приказчика, «сказывает, что строитель (Канда лакшского монастыря. - С.Н.) Пахомий ево, монаха, бивши из монастыря изгнал, и ныне той монах живет в Печенском монастыре»4. Из Колы, как сообщает приказчик, был отправлен запрос на Холмогоры архиепископу, касающийся последующей судьбы изгнанного из Кандалакшского мона стыря монаха Козьмы. Дублируя функции игумена, строитель во время его отсутствия при обретал значительную власть в монастыре. Так же как и в случае с игуменами, необходимо отметить, что никто из строителей, о которых нам известно благодаря сведениям вкладной кни ги и некоторых других источников, не называется среди рядовой братии Кандалакшского монастыря. Смена на рубеже XVII-XVIII вв. нескольких строителей, полагаем, вызвана длительным отсутствием в монастыре игу мена. Вновь это подчеркивает временный характер должности строителя в общей структуре управления Кандалакшским монастырем. Обратим вни мание и на то, что из всех известных нам строителей Пречистенской оби тели игуменом стал только один - Сильвестр. Административные и хозяйственные обязанности управления мона стырем возлагались на выборных должностных лиц - келаря и казначеев. Определить их место в структуре монастыря возможно при обращении к вкладной книге. 1РГАДА. - Ф. 137. - On. 1. (Кольский острог). - Д. 2. - Л. 432. 2ГААО.-Ф. 1025.-Оп. З .-Д . 27.-Л . 1. 3 Этот небольшой эпизод из истории Кандалакшского монастыря начала XVIII в. вкратце и со значительными пропусками дела изложен в очерке И.Ф. Ушакова, по священном конфликту жителей Кольского острога с воеводой Д.И. Унковским. (См.: Ушаков И.Ф. ИП. - Т. 3. - С. 126.) 4ГААО.-Ф. 191.-Оп. 1.-Д . 2611.-Л . Зоб. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz