Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
вестей, но можно предположить, что в нем участвовали только члены мо настырского «собора». Сохранившаяся часть переписки между монастыр скими властями и приказчиком Холмогорской монастырской службы старцем Иоасафом Мельцовым1 дает возможность уточнить время вступ ления и порядок утверждения в должности одного из игуменов Канда лакшского монастыря - Иоакима. Остановимся более подробно на этом вопросе. Почти одновременно, в конце декабря 1660 г. и в начале января 1661 г., приказчик Иоасаф Мель- цов получил два письма: одно из монастыря от келаря Никифора (отправка датирована 15 декабря 1660 г.), другое из Сумского посада от новоизбран ного игумена Иоакима (отправка датирована 28 декабря 1660 г.). Келарь уведомлял приказчика о том, что «ныне мы (монастырская братия. - С.Н.) к себе избрали в монастырь священноинока Иакима в игумены»2. О том же писал и новоизбранный игумен старцу Иоасафу Мельцову: «А ныне меня братья поневолили: излюб послали в Великий Новград к святителю митро политу, бити челом на игуменство»3. Таким образом, предположительно в конце ноября - начале декабря 1660 г. священноинок Иоаким решением монастырского «собора» был вы двинут на должность игумена. Последующая процедура утверждения игу мена уже была связана с поставлением в сан, совершаемым новгородским митрополитом, в ведении которого находилось духовенство Кольского Се вера вплоть до учреждения Холмогорской епархии (1682). Возвращение Иоакима из Новгорода в Кандалакшский монастырь может быть отнесено к концу зимы - началу весны 1661 г. Во всяком слу чае с апреля 1661 г. письма к холмогорскому приказчику Иоасафу Мель цову уже отправляются от имени нового игумена4. Второе по значимости место после игумена в монастырской иерар хии занимал строитель. Основным источником наших знаний об этой мо настырской должности по-прежнему выступает вкладная книга. Примеча тельно, что, по сведениям этого источника, первым по времени в числе монастырского руководства упоминается именно строитель, а не игумен. Первым из известных нам строителей был Василий. Данные об этом строители в записях о вкладах представлены со значительным хронологи ческим разрывом. Так, впервые строитель Василий упоминается в самых ранних записях, датируемых 1562/63 г., после чего в течение следующих 20 лет об этом строителе нет никаких упоминаний. Вновь строитель Васи лий встречается во вкладной записи, датируемой 1582/83 г.5 Последнее 1РГАДА. - Ф. 1434. - On. 1. - Д. 7. 2 Тамже. -Л . 1. 3Тамже.-Д . 6 .-Л . 1. 4Тамже. - Д. 7. - Л. 4. 5 Вкл. кн. - Л. 1-1 об., 6 об., 15 об. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz