Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

переписи в качестве даты значится февраль (указание на день отсутствует) 1722 г. Возможно, расхождение в датах вызвано ошибкой составителя пе­ реписи, внесшего в начальную преамбулу документа вместо правильного 1723 г. неправильный 1722 г. Во-вторых, чуть позже была составлена и «Ведомость» хозяйствен­ ного состояния Печенгского монастыря, содержавшая ценные материалы монастырских приходно-расходных книг с 1718 по 1723 гг.1Так же, как и в случае с переписной книгой, и этот источник имеет ряд хронологических расхождений. Если сама перепись была проведена в ноябре 1723 г., о чем явствует из вступления к документу, то указ, санкционировавший ревизию архиепископа Варнавы, был составлен задним числом - в январе 1724 г. В период после ухода игумена Павла Колянина из монастыря, как следует полагать, обитель до момента упраздения оставалась уже без пер­ вых начальствующих лиц. Их место занимали либо строители, либо наме­ стники. После отъезда из монастыря игумена Павла Колянина на несколько лет обитель осталась без постоянного управления. Только в сентябре 1727 г. распоряжением архиепископа Варнавы в монастырь был назначен наместник иеромонах Пахомий3. Новому главе Кандалакшской обители вменялось высшей духовной властью губернии произвести опись имуще­ ства на основе предыдущей, составленной игуменом Павлом, в присутст­ вии местного священника и «лутчих людей»4. В период подготовки к пе­ реписи наместником Пахомием были выяснены обстоятельства управления монастырем до его назначения. Так, сразу по отъезду игумена Павла Колянина бразды управления монастырем взял на себя монах Корнилий5, Затем, по меньшей мере за полгода до назначения наместником Пахомия, хозяйственные функции были переданы местному крестьянину Михайло Козмину сыну Сертягину6. Как выясняется из «допросных речей» М.К. Сертягина, крестьянин в местном монастыре выполнял обязанности служебника. Немногочисленная братия, по словам крестьянина, поручила ему «оной монастырь ведать»7. И монах Корнилий, и служебник Михайло Сертягин в период своего правления в монастыре продавали («ради гладу») медную посуду как ме­ стным крестьянам, так и заезжим промышленникам, а на вырученные 1ГААО. - Ф. 831.-О п . 1 .- Д . 1016. 2 Там же. - Л. 1 об. 3 Там же. - Д. 1 7 6 3 .-Л . 1. Там же. Заметим, что в ту пору перепись так и не была проведена. По словам намест­ ника Пахомия, тогда местный священник был «в отлучках», а крестьяне также были «в отлучках же по промыслам». (См.: Там же.) 5Там ж е .-Л . 4. 6Там ж е .-Л . 3. 7Там же. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz