Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
состоянии, денежном и натуральном состоянии монастыря, а также сведе ния о монашеской братии. Во-вторых, игумену Павлу вменялось в обязан ность провести ревизию финансового и хозяйственного положения дел в монастыре. Для выполнения этого обязательства архиепископ рекомендо вал игумену Павлу взять «подлинные ведомости» монастыря (надо пола гать, приходные и расходные книги) «с 710-го году по сей 723-й год» и сверить наличествующие доходы и расходы обители. Также настоятель должен был произвести и осмотр промысловых владений («заводов») и орудий промысла в монастыре. В последнем случае отдельно в «ведомо сти» должны были заноситься сведения о тех промысловых «заводах», ко торые были отписаны в казну («на его императорскаво величества [имя]»)1. Именно таким образом церковь в лице Холмогорского архиерея собира лась пересмотреть итоги тех изъятий промысловых владений духовных ор ганизаций, которые были произведены в Кольском уезде в 1704-1705 гг. Сведения об изъятых промыслах и предметах промысла, «с согласия всей братии», игумен Павел должен был зафиксировать в челобитной, ко торую необходимо было подать в вышестоящую государственную инстан цию. После выполнения всех неотложных дел в Печенгском монастыре, по предписанию архиерейского указа, игумен Павел должен был отпра виться на Холмогоры с «переписные пустыни книги» для окончательной ревизии. Указ требовал от игумена привезти с собой и келаря, для «под линного приходу и в росходе освидетельствоватися»2. Другими словами, монастырский келарь (именно это должностное лицо, как казалось архи епископу Варнаве, занималось в монастыре учетом «денежной» и нату ральной казны) должен был подтвердить достоверность проведенной игу меном Павлом ревизии. На Холмогорах игумена Павла Колянина ждала и «игуменская пере хожая грамота», юридически закреплявшая его уход из Кандалакшского в Печенгский монастырь3. От этого времени сохранился и ряд документов, связанных с ревизи ей имущества и хозяйственного состояния Кольского Печенгского мона стыря. Во-первых, это «переписная книга» Печенгского монастыря, со ставленная, как и следовало ожидать, «по указу переосвященного Варнавы архиепископа Холмогорского и Важеского и по приказу Кандалашского монастыря игумена Павла»4. Правда, определенное расхождение между «переписной книгой» и указом архиепископа, санкционировавшим эту пе репись, заключается в хронологии двух документов. Так, архиерейский указ, напомним, датирован 10 января 1723 г., в то время как в заголовке 1ГААО. - Ф. 8 3 1 .-О п . 1 .- Л . 1-1 об. 2 Там же. - Л. 1 об. 3Там же. 4 Там же. - Ф. 1025.- О п . 5 .- Д . 1 6 8 .-Л . 1 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz