Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
одной из записей о вкладах, находится в сане священноинока1. Для более позднего времени Иов известен уже как обычный старец, член монастыр ского «собора». Подобная очередность в занятии чинов монастырской иерархии при сутствует и в случае с игуменом Иоасафом, дважды упомянутом в этом са не в записях вкладной книги (см. Приложение). В те годы, когда Иоасаф был игуменом, вкладной книге он известен и в сане священноинока (ян варь 1652 г. до августа 1660 г.)2. В качестве священоинока известен и игумен Иоаким в период до принятия высшего монастырского сана. Так, в записях вкладной книги в этом сане он впервые упоминается в ноябре 1655 г.3 Вступив в игуменскую должность в начале 1662 г. и пробыв в ней до сентября 1683 г., Иоаким вновь вернулся в свой прежний сан. Именно в таком качестве он предстает в записи о вкладе (вкладчиком выступал сам бывший игумен), датируемой 1683/84 г.4 Более определенно можно проследить продвижение в системе мона стырской иерархии только путь одного игумена - Ферапонта. Как уже бы ло показано, в мирской жизни будущий игумен Кандалакшского монасты ря являлся вкладчиком обители П.Н. Бураковым, по крайней мере дважды (один раз за себя в 1603/04 г., во второй за брата Ф.Е. Буракова в 1621/22 г.) сделавшим вклад в монастырскую казну. Свой путь в монастыре будущий игумен начал в сане священнодиа- кона, в котором он упоминается в записях вкладной книги в период с 1611/12 г. по июль 1643 г.5 В этом промежутке 31-го летнего периода ста рец на короткий срок занимал должность монастырского казначея (1616/17 г.) и 2 раза оказывался в сане игумена. Последний из двух был самым продолжительным, поскольку Ферапонт в должности находился в течение 4 лет (с 1639/40 по 1643/44 гг.)7. Не лишним будет отметить, что Ферапонт стал единственным из из вестных игуменов начала XVII в. (исключая Сильвестра), о котором со хранила сведения писцовая книга Алая Михалкова, упоминающая старца в числе братии Кандалакшского монастыря8. Таким образом, можно говорить о том, что подавляющая часть игу менов обители не имела прочных связей с монастырем в период, предше 1Вкл. кн. - Л. 168. 2 Там же. - Л. 179,180 об. 3 Там ж е .-Л . 180. 4 Там же. - Л. 220 об. 5 Там же. - Л. 35, 64 об., 78, 80 об., 83 об., 86-91 об., 94-95об„ 98-100, 102-107 об., 109-112 об., 114-124. 6Там ж е .-Л . 101. 7Там ж е .-Л . 129 об., 149,152, 154-154 об., 156,173 об. Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 459. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz