Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
по словам автора «Записки», патриарх Никон «запретил игумену и братию от общения пречистых Таин», а самого игумена отставил от должности1. Источник не конкретизирует ни времени отставки игумена от должности, ни его имени. Тем не менее если предположить, что сведения «Записки» достоверны, то следует думать, что этим игуменом был Иоасаф. Действи тельно, после бегства Неронова, согласно сведениям вкладной книги, в должности игумена уже с ноября 1655 г. находился Иоасаф2. Но уже с ру бежа 1655-1656 гг. высшую монастырскую должность вновь занимает игумен Феодосий. Проследить тот путь, который будущие игумены проходили в струк туре монастырской иерархии, прежде чем стать во главе обители, опираясь на существующие источники, порой очень сложно. Дело не только в отры вочности данных самих источников, но и в том, что такой источник, как вкладная книга, специально не разъясняет принадлежность монашеских имен для каждого конкретного члена обители. Иногда трудно понять, речь идет об одном и том же человеке (например, монахе Ерофее) или же о раз ных лицах. Если суммировать имеющиеся в нашем распоряжении сведения, то следует признать: о 5 из 10 игуменов Кандалакшского монастыря (Пити- рим, Иов, Феодосий, Иоасаф и Павел Колянин) относительно их жизни в монастыре в период, предшествовавший занятию ими высшей монастыр ской должности, нам ничего не известно. О пяти оставшихся игуменах вкладная книга сохранила некотор отрывочные сведения, касающиеся их положения в монастырской иерар хии до принятия сана игумена. Так, будущий игумен Сильвестр свой путь в монастырской иерархии начал с должности строителя Кандалакшского монастыря, занимая ее с небольшими перерывами с 1582/83 г. по февраль 1589 г.3 (см. Приложение). Еще один игумен, Зосима, в должности игумена вкладной книге из вестен только для марта 1603 г. В других редких записях о вкладах, в ко торых встречается Зосима, современных упоминанию его игуменства, этот монах выступает в сане священноинока4. При этом можно говорить о том, что занятие игуменской должности, в рассматриваемом случае Зосимой, было временным явлением (об этом ниже). Обратная последовательность в занятии санов монастырской иерархии - от игумена к священноиноку - известна в случае с игуменом Иовом. Находясь в игуменской должности с июля 1643 г. по январь 1645 г.5, Иов уже в следующем году (1646), судя по 1Материалы для истории раскола. - С. 142. 2Вкл.кн. - JI. 180. 3Там же. - Л. 3 ,6 -6 об., 11 об., 16-22 об. 4Там же. - Л. 66 об. - 68. 5Там же. - Л. 124,149, 152,155 об. - 156,157 об., 159 об. - 162 об., 164 об., 167 об. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz