Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.
был передан дьяконом «за брата своего Федота Елесиева сына Буракова»1. Две записи вкладной книги дают более развернутые, чем предыду щие, сведения о социальном и территориальном происхождении вкладчи ков, впоследствии принявших постриг в Кандалакшском монастыре. Ука занное обстоятельство дает нам право остановиться на этих случаях более подробно. Обратимся к первой интересующей нас записи о вкладе, датируемой январем 1652 г. В качестве вкладчика выступал монах Кандалакшского монастыря Сергий Вологжанин. Вкладом Сергий передал в монастырь собственную «выжилую память», согласно которой в мае 1626 г., еще бу дучи мирянином Семеном, вкладчик поступил служить в монастырскую Вологодскую службу «приходы и росходы [писать] пять годов за вклад»2. Труд Семена был оценен в 10 руб., и, как следует думать, эти деньги после принятия Семеном пострига были переданы в монастырскую казну в каче стве вклада. К этому вкладу старец Сергий прибавил и кабалу в 10 руб. на Василия Никитина сына Еремеева и Назара Иванова холмогорца3. Таким образом, старец Сергий Вологжанин, по всей видимости, в своей мирской жизни относился к представителям посадских людей Вологды. Отсутствие в записи вкладной книги всяких указаний на фамилию или прозвище стар ца не позволяет его идентифицировать с каким-либо конкретным жителем Вологды второй четверти XVII в., известным по данным писцовых книг города. Не менее любопытные биографические подробности представлены и в записи о вкладе серебряника Сумского посада Ивана сына Афанасьева. В июле 1654 г. Иван сделал вклад, состоящий из разных предметов (пеньки, листового золота, кабал). Повторный вклад в 1656/57 г. включал в себя «ко нец» завоза (по всей видимости, якорный канат без якоря)4. Последующие действия Ивана Афанасьева сына показывали его намерение связать свою жизнь с Кандалакшским монастырем: в сентябре 1657 г. (день не уточняет ся) Иван принимает постриг в монастыре под именем Иона и затем, как беспристрастно сообщает вкладная запись, «казначеем будучи збежал из монастыря и снес денег казенных 12 рублев 1 алтын 2 денги и плате»5. Рассмотренные примеры вкладных записей, раскрывающие, пусть и в незначительной мере, социальное происхождение некоторых монахов Кандалакшского монастыря, к сожалению, не всегда позволяют понять, выходцами из каких регионов Поморья и Кольского Севера они являлись. Нас, разумеется, интересуют прежде всего те из монашествующей братии, кто представлял поморские волости Кандалакшского берега, не исключая 1Вкл. кн. -J I. 116 об. 2 Там же. - JI. 179. 3 Там же. - Л . 179-179 об. 4 Там ж е .-Л . 183. 5Там же. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz