Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

Бкладная книга Кандалакшского Пречистенского жонастыря 1562/63-1687 гг.: характеристика источника Вкладные книги уже давно признаны историографией ценным ис­ точником по истории социально-экономических и политических отноше­ ний Московского государства конца XV-XVII в. Накопленный в науке опыт позволил выявить и общеисторические условия, послужившие осно­ ванием для появления такого вида монастырской документации, как вкладные книги. Важным толчком к распространению практики составления в мона­ стырях особых документов, фиксирующих пожертвования от различных групп населения и представителей правящей династии, послужил Стогла­ вый собор 1550 г., предписавший заносить все сведения о поступавших вкладах в специальные документы1. Исследователи небезосновательно ви­ дят в этой практике стремление государственной власти получить более зримое представление о тех видах материальных ценностей (прежде всего, земельных вкладах), которыми обладали монастыри. Хотя следует отме­ тить, что практика оформления записей о вкладах стала самостоятельно складываться в некоторых монастырях еще в начале XVI в. Традиционно в науке особое внимание уделяется изучению вклад­ ных книг крупных духовных корпораций Центра и Севера России2. Дей­ ствительно, кто, как не они, в течение долгих десятилетий аккумулировали огромные материальные средства, позволявшие не только занять видное место в ряду крупнейших феодальных собственников страны, но и исполь­ зовать накопленные ценности в политической борьбе, не раз сотрясавшей течение государственной жизни России в XVII в. 1Кузьмин А.В., Стрельников С.В. Вкладные книги // ПЭ. Т. 8. С. 613-614. 2 Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV - XVI в.). М., 1977. С. 105-112, 122-153; Клитина Е.Н. Вкладные книги Троице-Сергиева монастыря // ТОДРЛ. Т. XXVI. JI., 1971; Николаева С.В. Вклады и вкладчики в Троице-Сергиев монастырь в XVI-XVII веках. (По вкладным книгам XVII века) // ЦИР. Сб. 2. М., 1998; Она же. Комплекс поминальных книг Троице- Сергиева монастыря XVI-XVII вв. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II международной конференции. Сергиев Посад, 2002; Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996. С. 54-58; Штайндорф JI. Сравнение источников об организации поминовения усопших в Иосифо-Волоколамском и Троице-Сергиевом монастырях в XVI в. // АЕ за 1996. М., 1998; Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря / Публ. А.И. Алексеева, А.В. Маштафаров // ВЦИ. № 3. 2006. С. 5—183; Шамина И.Н. Вклад­ ная книга Арсениева Комельского монастыря Вологодского уезда // ВЦИ. № 3. 2007. С. 5-73; Алексеев А.И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) II ВЦИ. № 3/4. 2010. С. 17-117 и др. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz