Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
был Гаврило Малой, передавший вклад в марте 1659 г.2Из Йокостровского лопарского погоста происходили Фомка Петров сын (1661/62, 1663/64, 1673/74, 1674/75 гг.), Ларион Ерик (апрель 1663 г.) и Юрий Ларионов сын Рухталец (февраль 1687 г.)3. Вклады саами не могут рассматриваться в качестве свидетельства высокой степени религиозности коренного населения края. Показателен вклад Григория Цытоя - саама, о принадлежности которого к конкретному лопарскому погосту мы ничего не знаем. Григорий Цытой дважды - в апреле 1665 г. и в январе 1671 г. - пере давал монастырю вклады, состоявшие из продуктов промысла (соленая рыба), скота (олени) и промыслового инвентаря (озерные суда и снасти)4. Общая стоимость вкладов составила 24 р. 29 алт. Переписная книга 1677/78 г. в числе монастырских работников, которые «тружаются в мона стыре ис платья», называет и Григория Цытоя5. В числе тех же работников встречаем другого вкладчика-лопина - Лариона Ерика6. Подводя итог нашему исследованию, отметим следующее. Нами был принят во внимание не весь состав вкладчиков Пречистенской обители. В частности, в стороне были оставлены вкладчики, составляющие группу священнослужителей и монахов из других обителей и населенных мест Поморья (в частности, Троицкого Печенгского монастыря). Несмотря на это, можно отметить следующие закономерности. Устойчивые связи мона стыря с представителями мира, которые порою существовали в течение нескольких поколений, сложились исключительно с крестьянским и бо- быльским населением самой Кандалакши. Вклады посадских людей и стрельцов Кольского острога (за единственным исключением) носили, ес ли можно так выразиться, «разовый» характер и не имели тенденции пере растать в какие-либо формы долговременных и устойчивых связей мона стыря и вкладчика. О группе кандалакшских вкладчиков заметим, что наиболее устой чивыми отношения с монастырем были у тех из них, кто принимал участие в хозяйственной и административной жизни обители. Так, регулярные вклады совершали монастырские работники («казачки») и монастырские бобыли, жившие на белой земле Пречистенской обители. Можно предпо лагать, что подобные устойчивые отношения монастыря и вкладчиков, со хранявшиеся на протяжении ряда лет и переходившие из поколения в по 1Два этих погоста относились к группе саамских погостов т.н. «Кончанской лопи». Оба погоста обитали в районе о. Имандра. (См.: Кучинский М.Г. Саами Кольского уезда в XV1-XVI11 веках. С. 111-112). 2Вкл. кн. Л. 189 об. 3Там же. Л. 190, 195 об., 225. 4Там же. Л. 204. 5РГАДА. Ф. 1209. On. 1. Кн. 15056. Л. 36. 6Там же. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz