Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

кандалакшский монах по некоему «обету» трудился в Печенгском мона­ стыре. Дьявол, «ненавидя род человеча», вверг монаха в грех пьянства. Только чудесное вмешательство преп. Трифона, оковавшего незадачливого монаха невидимыми узами, позволило Иоасафу Майкову избавиться от па­ губной привычки1. История семьи Майковых подтверждает отмеченную ранее тесную взаимосвязь хозяйственных и социальных интересов двух поморских селе­ ний. С Княжей Губой и Кандалакшей было связано и семейство Суботи- ных. Напомним, что один из вкладчиков - Евсей Марков сын Суботин - трудился в монастыре «ис платья». У Евсея было двое братьев: Фома Мар­ ков сын, живший в Кандалакше2, и Лукоян Марков сын - в Княжой Губе3. Оба брата Суботина принадлежали к одной социальной группе бобылей. Немногочисленную группу вкладчиков составляют представители коренного населения Кольского Севера - саами. Одна из задач Кандалакшского монастыря заключалась в распро­ странении христианства среди язычников лопарей. Такую мотивировку строительства монастыря - для «лопского крещения» - мы встречаем в жалованной грамоте, выданной Иваном Грозным4. Насколько успешно протекала миссионерская деятельность обители, и были ли сами монахи ревностны в своем «учительском» служении, сказать трудно. Кандалакш­ ский монастырь, в отличие от Печенгского, изначально возник в удалении от саамских погостов. Возможно, это стало причиной того, что у монасты­ ря, за единственным исключением, не было угодий, ранее принадлежав­ ших лопарям5. Первые свидетельства о вкладах саами в монастырь датируются 1582/83 г. К сожалению, вкладная запись не поясняет, из какого саамского погоста происходил вкладчик Митя Васильев сын лопин6. В непосредственной близости от Кандалакши находились два саам­ ских погоста - Бабенский и Йокостровский1. Выходцем из первого погоста 452-453. Ранее этот текст, наряду с другими посмертными чудесами Печенгского свя­ того, было опубликовано арх. Никодимом (Конановым). (См.: арх. Никодим (Кона­ нов). Преподобный Трифон Печенгский чудотворец и его ученики. Исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 26). 1 Калугин В.В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норве­ гии. С. 225. 2РГАДА. Ф. 1209. Кн. 15056. Л. 30 об. 3Архив СПбИИ РАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 529. Л. 18. 4РИБ. Т. II. № 170. Стб. 690. 5Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы. Ч. I. Очерки истории. С. 198-199. 6Вкл. кн. Л. 12 об. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz