Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

Из Княжей Губы происходил и Иван Иванов сын Тюлка, в июле 1626 г. передавший монастырю вкладом 5 р.1Связь И.И. Тюлки с Княжей Губой выявляется писцовой книгой 1608—1611 гг. Для второй половины XVII в. вкладная книга сохранила известия о двух княжегубских вкладчиках, носивших фамилию Майковых. Иван Ива­ нов сын Майков с 1642/43 по 1653/54 г. выполнял различные виды работ в монастыре: «тружался в монастыре всякие монастырьские труды»2. После окончания срока найма Иван Майков вновь остался трудиться в монастыре до 1656/57 г. Интересна и формулировка вкладной записи: Иван Майков «платье держал монастырьское» . Точный смысл этих слов помогает по­ нять переписная книга 1677/78 г., где отмечается, что трудившиеся на мо­ настырь работники, состоявшие главным образом из престарелых лиц и инвалидов, выполняли работы «ис платья». Приведенная формула могла означать только одно: вкладчики работали за пищу, кров и одежду, не по­ лучая за труды никакого денежного возмещения. В сентябре 1685 г. вклад оленем в монастырь передал княжегубский бобыль Моисей Козмин сын Майков4. Крестьянская семья Майковых известна еще писцовой книге 1608- 1611 гг. Согласно источнику, в Княжей Губе проживало трое братьев Май­ ковых, совместно владевших двором - Иван, Степан и Пятка5. Совместно с монахами и крестьянами Кандалакши братья владели V «лука промысловых и сенокосных угодий в Белой губе. Не исключено, что Иван Майков при­ ходился дедом вкладчику Моисею Майкову. Косвенно на это указывает отчество отца Моисея, Кузьмы Иванова сына. По данным переписной кни­ ги 1677/78 г., М.К. Майков владел отцовским двором совместно с двумя братьями6. По данным того же источника, в Кандалакше жил еще один брат Моисея - крестьянин Федор Кузмин сын Майков7. Кто-то из представителей семейства Майковых (ее кандалакшской или княжегубской «ветви») принял монашеский постриг в стенах Канда­ лакшского монастыря. Житие Трифона Печенгского содержит одно из по­ смертных чудес святого «О монахе Иоасафе Майкове»8. Согласно житию, 1Вкл. кн. JI. 125 об. 2Там же. JI. 180. 3Там же. 4Там же. Л. 224. 5Писцовая книга 1608-1611 гг. С. 458. 6Архив СПбИИ РАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 529. Л. 18. 7РГАДА. Ф. 1209. Кн. 15056. Л. 27. Калугин В.В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норве­ гии. М., 2009. Приложение 1. Тексты и комментарии. «Книга жития Трифона Печенг­ ского» со службой. (По рукописи Арх-С263). С. 225; Житие Трифона Печенгского / Подготовка текста В.М. Быковой и А.В. Пигина // Памятники книжной старины Рус­ ского Севера: Коллекции рукописей XV-XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост., отв. ред. и автор предисл. А.В. Пигин. СПб., 2010. С. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz