Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
Из Княжей Губы происходил и Иван Иванов сын Тюлка, в июле 1626 г. передавший монастырю вкладом 5 р.1Связь И.И. Тюлки с Княжей Губой выявляется писцовой книгой 1608—1611 гг. Для второй половины XVII в. вкладная книга сохранила известия о двух княжегубских вкладчиках, носивших фамилию Майковых. Иван Ива нов сын Майков с 1642/43 по 1653/54 г. выполнял различные виды работ в монастыре: «тружался в монастыре всякие монастырьские труды»2. После окончания срока найма Иван Майков вновь остался трудиться в монастыре до 1656/57 г. Интересна и формулировка вкладной записи: Иван Майков «платье держал монастырьское» . Точный смысл этих слов помогает по нять переписная книга 1677/78 г., где отмечается, что трудившиеся на мо настырь работники, состоявшие главным образом из престарелых лиц и инвалидов, выполняли работы «ис платья». Приведенная формула могла означать только одно: вкладчики работали за пищу, кров и одежду, не по лучая за труды никакого денежного возмещения. В сентябре 1685 г. вклад оленем в монастырь передал княжегубский бобыль Моисей Козмин сын Майков4. Крестьянская семья Майковых известна еще писцовой книге 1608- 1611 гг. Согласно источнику, в Княжей Губе проживало трое братьев Май ковых, совместно владевших двором - Иван, Степан и Пятка5. Совместно с монахами и крестьянами Кандалакши братья владели V «лука промысловых и сенокосных угодий в Белой губе. Не исключено, что Иван Майков при ходился дедом вкладчику Моисею Майкову. Косвенно на это указывает отчество отца Моисея, Кузьмы Иванова сына. По данным переписной кни ги 1677/78 г., М.К. Майков владел отцовским двором совместно с двумя братьями6. По данным того же источника, в Кандалакше жил еще один брат Моисея - крестьянин Федор Кузмин сын Майков7. Кто-то из представителей семейства Майковых (ее кандалакшской или княжегубской «ветви») принял монашеский постриг в стенах Канда лакшского монастыря. Житие Трифона Печенгского содержит одно из по смертных чудес святого «О монахе Иоасафе Майкове»8. Согласно житию, 1Вкл. кн. JI. 125 об. 2Там же. JI. 180. 3Там же. 4Там же. Л. 224. 5Писцовая книга 1608-1611 гг. С. 458. 6Архив СПбИИ РАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 529. Л. 18. 7РГАДА. Ф. 1209. Кн. 15056. Л. 27. Калугин В.В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норве гии. М., 2009. Приложение 1. Тексты и комментарии. «Книга жития Трифона Печенг ского» со службой. (По рукописи Арх-С263). С. 225; Житие Трифона Печенгского / Подготовка текста В.М. Быковой и А.В. Пигина // Памятники книжной старины Рус ского Севера: Коллекции рукописей XV-XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост., отв. ред. и автор предисл. А.В. Пигин. СПб., 2010. С. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz