Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
стели», ворванное сало), но и сопутствующий промысловый инструмента рий. Так, в Коле им были переданы в разное время приказным старцам треть амбара и большой котел для вытопки сала, а в 1671/72 г. в монастырь «ушел» карбас вкладчика, на котором он промышлял на озере Имандра1. Таким образом, основная хозяйственная деятельность К.Т. Малого состоя ла в промысле рыбы на Мурманском берегу и на озере Имандра. Устойчивое хозяйственное и социальное положение вкладчика до полнялось его участием в жизни монастыря, радением за интересы волости и Пречистенской обители. В 1669 г. Кондратий Малой вместе с монастыр ским иеродьяконом Исидором в Кольском остроге участвовал в судебных прениях с посадскими жителями и монахами Печенгского монастыря по вопросу раскладки податей между жителями поморских волостей и посад ским населением Колы2. Подчеркнем, что случай с крестьянином Кондратием Малым пока остается единственным известным нам примером активного участия одно го из вкладчиков в делах монастыря. Социальный состав кандалакшских вкладчиков, как видим, был до статочно однороден: ими выступали либо крестьяне, либо бобыли. Взаимоотношения монастыря и вкладчика могли быть и более тес ными, не ограничиваясь только актом передачи вклада. Так, в частности, обстоит дело с вкладчиком Евсеем Марковым сыном Суботиным. Этим вкладчиком дважды - в 1672/73 г. и в 1674 г. - были пожертвованы вклады монастырю3. Согласно переписной книге 1677/78 г., Евсей4 находился в числе тех лиц, что жили в монастыре «ис платья»5, другими словами, тру дились только за кров и еду. Отношения между вкладчиком и монастырем, таким образом, могли способствовать переходу первого на содержание обители. В заключение характеристики третьей группы кандалакшских вклад чиков скажем несколько слов еще о двух выявленных нами вкладчиках (вдовом попе Ф.Н. Ревятине и У. Катросихе), которые в источнике прямо не названы жителями Кандалакши. Неизвестны эти лица и переписным книгам конца XVII - начала XVIII в. Кандалакшское происхождение Филимона Ревятина и Ульяны Катросихи прослеживается по двум выдвинутым ранее критериям - харак теру вклада и взаимосвязей между вкладчиком и жителями Кандалакши. Первый критерий относится к вкладу Ф.Н. Ревятина. Вдовым попом были отданы монастырю в аренду («на кортом») У* лука сенных покосов сроком 1Вкл. кн. Л. 199 об. 2Грамота 1697 г. С. 403-405. 3Вкл. кн. Л. 213. 4По сведениям источника, брат Евсея Фома Суботин был бобылем. 5РГАДА. Ф. 1209. On. 1. Кн. 15056. Л. 36. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz