Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

книгой 1677/78 г. Две крупные социальные группы, на которые делилась волость - крестьяне и бобыли - почти в равной пропорции представлены среди вкладчиков. Так, среди вкладчиков, сведения о которых сохранились в других источниках, пятеро относятся к крестьянам Кандалакши (Анисим Федоров сын, Гаврила Кирмуев, Илья Карташов, Кондратий Малой, Гри­ горий Пушкарев) и пятеро к бобылям (Антипа Козмин, Василий Семиле­ ток, Ефрем Пахомов, Семен Чюдин и Федор Кялмин). Территориально все дворы крестьян-вкладчиков располагались на «волостной» стороне (левый берег р. Нивы) Кандалакши. Несколько слож­ нее обстоит вопрос с местожительством бобылей-вкладчиков. Как следует из переписной книги 1677/78 г., часть из них не имела своего «угла» и вы­ нуждена была ютиться на подворьях более состоятельных волостных кре­ стьян и бобылей. Так, бобыль Антипа Козмин сын жил во дворе крестья­ нина Федора Кузмина сына1, бобыль Ефрем Пахомов жил во дворе бобыля Кондратия Малчиторова («волостная» сторона)2. Сведений о местожитель­ стве Василия Семилетка и Семена Чюдина, к сожалению, нет. Несмотря на то что запись о вкладах Семена Чюдина датируется 1685/86 - 1687 г., не­ значительно отстоящим по времени от проведения переписи в Кандалак­ ше, сведений о нем в переписной книге нет. Возможно, это связано с от­ сутствием вкладчика в волости в момент составления переписи или други­ ми причинами. Рассмотрим социальное положение Федора Иванова сын Кялмина. В записи о вкладе он назван бобылем. Ко времени составления переписной книги 1677/78 г. Федора уже не было в живых: в волости жил только его сын Филька Федоров сын Кялмин. Двор Фильки стоял на «монастырской» стороне волости. Не исключено, что это был отцовский двор. Социальный статус Фильки Кялмина несколько отличался от отцовского: если Федор Кялмин был бобылем, то Филька назван крестьянином3. Ряд вкладчиков имел прочные связи с монастырем. Показателем та­ ких отношений является передача вкладов в монастырь несколькими поко­ лениями крестьян Кандалакши. Так, среди перечисленных вкладчиков можно выделить следующие фамилии, делавшие вклады Пречистенской обители из поколения в поколение: Кукины, Новодеревенские и Суботины. Если связь этих вкладчиков с монастырем прослеживается только по запи­ сям вкладной книги, то о некоторых других лицах, также тесно связанных с монастырем, мы можем судить на материале более широкого круга ис­ точников. Перечислим этих вкладчиков: Федор Кялмин, Василий Семиле­ ток, Иван Кузаранда, Кондратий Трофимов сын Малой и Ефрем Пахомов. Трое из названных вкладчиков, исключая Федора Кялмина, вложили свой труд в монастырские работы в усольях и на мурманском рыбном промыс­ 1РГАДА. Ф. 1209. Кн. 15056. Л. 27. 2Там же. Л. 28. 3Там же. Л. 29. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz