Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

служивший в монастыре дьячком. Связь Дмитрия Деменина с монастырем еще полнее раскрывается при обращении к другим источникам. Так, из пе­ реписной книги Кольского уезда 1677/78 г. известно, что двор Дмитрия относился к одному из трех бобыльских дворов, принадлежавших мона­ стырю1. В начале XVIII в. статус монастырского бобыля сохранил и один из четырех сыновей Дмитрия - Федот Деменин2. Сам же Дмитрий Деменин нередко упоминается в хозяйственной до­ кументации монастыря в качестве ответственного лица, выполнявшего по­ ручения обители3. Несколько лучше ситуация с источниками обстоит для второй поло­ вины XVII в. В нашем распоряжении имеются не только материалы пере­ писных книг Кольского уезда конца XVII - начала XVIII в., но и мона­ стырская документация (деловая переписка с Холмогорской службой, две сохранившиеся приходо-расходные книги Вологодской и Холмогорской служб). Все перечисленные источники позволяют более отчетливо увидеть особенности социального положения отдельных вкладчиков и их взаимо­ отношений с обителью. Назовем вкладчиков этой группы: Василий Семи­ леток (1643/44 г., 1648/49 г., 1652 г.), Федор Иванов сын Кялмин (август 1659 г., 1661/62 г., 1663/64 г.), вдовый поп Филимон Никитин сын Ревятин (август 1660 г.), Ульяна Катросиха (сентябрь 1660 г.), Федот Валев (1662/63 г.), Григорий Пушкарев (январь 1662 г.), Кондратий Трофимов сын Малой (ноябрь 1663 - 1671/72 г.), Таврило Федотов сын Кирмуев (ав­ густ 1648 г., апрель 1665 г.), Антипа Козмин сын (1667/68 - 1673/74 гг.), Ефрем Пахомов (1674/75 - 1682/83 гг.), Анисим Федоров сын (март 1680 г.), Илья Федотов сын Карташов (апрель 1687 г.), Семен Никитин сын Чю- дин (февраль 1687 г., 1691/92 г.)4. К этому списку могут быть добавлены еще несколько вкладчиков, чья связь с Кандалакшей выявляется по другим источникам: Герасим Иванов сын (1663 г.; брат Матфея Немчина), Евсей (март 1674 г.) и Илья Марковы дети Суботины (февраль 1684 г.), Иван Ти­ мофеев сын Кузаранда (апрель 1649 - 1670/71 г.), Иван Никитин сын (март 1672 г., август 1681 - 1686/87 г.; брат Семена Пастуха)5. В целом ряде случаев статус вкладчика, указанный во вкладной за­ писи, совпадает с социальным статусом, зафиксированным переписной 1РГАДА. Ф- 1209. Кн. 15056. Л. 36 об. - 37. 2 Архив СПбИИ РАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 21. Л. 34; Д. 20. Л. 109 об.; ГААО. Ф. 1025. Оп. 5 Д. 327. Л. 2. 3 Так, в приходо-расходной книге приказчика Вологодской службы Кандалакшского монастыря старца Герасима (1680/81 г.) фиксируется, что Дмитрий Деменин являлся одним из членов этой службы, находясь в статусе казенного подьячего. (См.: Пр.-рх. кн. ЛЛ. 23, 24). Сюда же, в Вологду, Дмитрием Демениным была привезена и кабала на Кандалакшского крестьянина Максима Федотова сына Третьякова. (Там же. Л. 9). 4 Вкл. кн. Л. 150 об., 153 об., 188-188 об., 191 об., 194 об., 196,196 об., 199 об., 203 об., 207 об., 215-215 об., 216,220,225 об., 226. 5Там же. Л. 166,169,187,210,213,221 об., 223. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz