Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
ком в Троицкой церкви Глинского посада Холмогор1, а затем перебрался в Москву, где служил протопопом собора Черниговских чудотворцев. В 1640 г. М.С. Рогуев был назначен справщиком в Печатный приказ. Возможно, длительный период службы М.С. Рогуева на Холмогорах и послужил основой для знакомства с представителями Кандалакшского монастыря. Напомним, что именно на Глинском посаде Холмогор стояло и подворье Кандалакшского монастыря2. 23 ноября 1645 г. М.С. Рогуев внес в монастырь крупный вклад (зе мельные владения и книги) на сумму более 100 р.3. В 1643/44 г. протопоп передал вклад, состоявший только из книг. Еще один вклад, включавший преимущественно книги, московский протопоп передал в монастырь в 1649/50 гг.4 В общей сложности М.С. Рогуевым было пожертвовано мона стырю 39 (!) книг. Некоторые из них в настоящее время хранятся в руко писных собраниях Архангельска и Санкт-Петербурга5. 1Троицкого попа Михаила Степанова (без фамилии) упоминает Писцовая книга 1608- 1611 гг. Двинского уезда письма М.А. Вельяминова. (См.: РГАДА. Ф. 1209. Кн. 11. Л. 63). Сохранилась и грамота новгородского митрополита Киприана попу Троицкой церкви Глинского посада Холмогор Михаилу Рогуеву об освящении храма Козьмы и Демьяна в Курейской волости, датированная 11 января 1630 г. (См.: Там же. Ф. 1455. Оп. 5. Д. 1272. Л. 1-2). 2Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVI11 вв.: исследования и материалы. Ч. I. Очерки истории. С. 242. 3Об этом вкладе см.: Никонов С.А. «В том...и вкладная дана». С. 143-145. 4Вкл. кн. Л. 177 об.-178. 5В собрании рукописных книг А.Е. Викторова (ОР РНБ) хранится Хронограф редакции 1617 г. с вкладной записью о том, что в 1652/53 г. книга была передана в Кандалакш ский монастырь М.С. Рогуевым. (См.: Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890. С. 30). В конце XIX в. книга храни лась в рукописном собрании Архангельской духовной семинарии. В недавнее время в собрании книжных памятников ГААО были выявлены 2 рукописи, ранее принадле жавшие библиотеке Кандалакшского монастыря. На одной из них («Устав» («Око церковное») имеется вкладная запись М.С. Рогуева. Вкладная запись не содержит да ты вклада, но приводит имена игумена Ферапонта, келаря Протасия, казначея Афана сия и соборного старца Максима. (См.: Пушкина Л.В. Кольский Север в записях на рукописных и старопечатных кириллических книгах в фонде научно-справочной биб лиотеки Государственного архива Архангельской области // Севернорусские рукопи си и старопечатные книги на Кольском Севере: коллекции, описания, исследования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (21 - 24 сентября 2011 г.) / Отв. ред. и сост. С.А. Антошина. Мурманск, 2011. С. 93). Дата передачи вклада может быть определена как октябрь 1639 г.: в этом месяце указанные лица известны в перечисленных должностях во вкладной книге. (См.: Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и ма териалы. Ч. I. Очерки истории. Приложение 1—3. С. 316-317, 320). Упоминание М.С. Рогуева во вкладной записи о передаче Хронографа монастырю в 1652/53 г. позволяет несколько скорректировать представления о годах жизни этого книжника. Авторы статьи о нем в СККДР относят последнее упоминание источников о книжнике к 1650 г., когда протопоп в составе особой делегации ездил в Псков для переговоров с вос 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz