Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

Итак, обратимся к первой из поставленных проблем: территориаль­ ному представительству вкладчиков Кандалакшского монастыря. Вначале рассмотрим их происхождение, исключая пока те случаи, когда вкладчики являются выходцами из волостей Кольского уезда (включая Кольский острог) и Терского берега Двинского уезда. О своем происхождении вкладчики упоминали сами, указывая ме своего жительства (город, волость, лопарский погост) или одну из обла­ стей Поморья (двинянин, онежанин, корелянин). Немало вкладчиков Кан­ далакшского монастыря, о географическом происхождении которых у нас есть сведения, составляли выходцы из погостов и волостей Заонежья и Обонежской пятины (с 1649 г. Олонецкого уезда). Именно эти районы По­ морья на протяжении нескольких столетий (с XVI до начала XX в.) явля­ лись основными центрами организации промысла трески и палтуса на Мурманском берегу1. Вкладчики, как правило, не уточняли своего места жительства, ограничиваясь замечаниями о том, что они «онежане» или «заонежане». Но есть и исключения. Вкладчики могли быть выходцами из Сумского острога, Обонежского и Пиркиничского погостов Обонежской пятины2, а также Кемской, Великогубской, Шуйской, Шуньгской, Пудож­ ской, Шуи Корельской, Кирьятской и Толвуйской волостей (погостов) За­ онежья3. В большинстве случаев социальное положение не отражено в за­ писях, за исключением вкладчиков из Сумского острога (вотчина Соло­ вецкого монастыря). В трех случаях они зафиксированы как крестьяне, в одном как серебрянник. Есть среди вкладчиков и один казачок (великогу- бец), который трудился в течение нескольких лет в Пречистенском мона­ стыре4. Среди вкладчиков Шуи Корельской встречается священник. Из то­ го же погоста происходил один из представителей братии Кандалакшского монастыря - старец Максим5. Следующую значительную группу вкладчиков составляют выходцы из городов и волостей Двинского и Важского уездов. Как и в предыдущем случае, данная группа вкладчиков могла и не конкретизировать своего ме­ 1А.П. Рыбачий полуостров: Воспоминания о поездке на Ледовитый океан // Русский вестник. № 9. 1876. С. 8, 55; Фаусек В.А. На далеком севере: Из поездки на Белое мо­ ре и океан // Вестник Европы. № 8. 1891. С. 665-771; Энгельгардт А.П. Морские про­ мыслы на Мурмане // Русская земля. Область Крайнего Севера. Т. I. СПб., 1899. С. 273-275; Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Т. III. Таблицы и приложения. СПб., 1902. (Ведомость № 3). С. 120-138; Старостина Т.В. Шуерецкая волость в XVI-XVU вв. // Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. Сборник статей памяти Ивана Ивановича Смирнова. Л., 1967. С. 195-209; Крысанов А.А. Тресковый промысел онежан на Мурмане (1850-1920 годы). Онега, 2002. 2 Вкл. кн. Л. 44 об., 86 об., 127,136,171-171 об., 174, 175, 183. 3 Там же. Л. 22, 24, 28-28 об., 30, 52, 59 об., 84, 87 об., 92, 98, 101, 117, 132, 136, 152, 153,154,166,168 об., 171-171 об., 175, 182 об., 183-183 об., 191,201 и др. 4 Там же. Л. 152-153. 5Там же. Л. 182 об. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz