Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

Вкладчики средневековых монастырей условно могут быть разделе­ ны на две категории: первая - лица, для которых вклад выступал своеоб­ разной платой за право жить и кормиться в монастыре, вторая - лица, ко­ торые совершали вклад, руководствуясь теми или иными благочестивыми мотивами, при этом не стремясь выстраивать тесные социальные взаимо­ отношения с монастырем. Первая группа вкладчиков, как правило, была менее многочисленной, чем вторая, и в силу неполноты сохранившихся источников не может быть выявлена в полном объеме1. Для понимания характера взаимоотношений монастыря и вкладчи­ ков существенно выяснить территориальное происхождение монастырских жертвователей. Необходимо отметить, что нам известно местожительство далеко не каждого вкладчика. Так, из 499 (100 %) вкладчиков Пречистенского мона­ стыря происхождение указано только для 197 (39 %). Возможно, неполно­ та сведений о малой родине вкладчиков могла быть вызвана следующим обстоятельством: среди них преобладали лица, с которыми монастырь до­ статочно часто сталкивался в местах ведения хозяйственной и торговой деятельности, а также непосредственно на территории Кандалакшской во­ лости, что делало излишним такую конкретизацию. Особый интерес представляет вопрос о взаимоотношениях мона­ стыря с вкладчиками Кольского уезда, составлявшими, как следует думать, большинство жертвователей. Незначительность масштабов монастыря, чья хозяйственная деятельность не простиралась далее границ уезда, обусло­ вила и узость социальных связей, преобладающими в которых были взаи­ моотношения с крестьянами Кандалакши и посадскими людьми и стрель­ цами Кольского острога. Еще одним поморским поселением уезда, с кото­ рым у монастыря возникли тесные хозяйственные и социальные связи, бы­ ла Княжая Губа. В XVI - начале XVIII в. Княжая Губа известна и как часть Кандалакшской волости, и как самостоятельная административная едини­ ца. Исследование проблемы на микроуровне с привлечением всех име­ ющихся в нашем распоряжении источников позволит не только предста­ вить социальный состав вкладчиков, но и выявить их взаимоотношения с монастырем, оставшиеся за рамками формуляра вкладной записи. Вкладчики, проживавшие на территории монастыря, известны для Троицкого Печенг- ского монастыря. Так, по данным писцовой книги В.Т. Агалина (1575 г.), в монастыре проживал один вкладчик. Спустя столетие, по показаниям монастырского священни­ ка Семиона Борисова, в монастыре проживало 12 вкладчиков. (См.: Писцовая книга 1608-1611 гг. С. 432; Материалы для истории Архангельской епархии (документы собраны в Архангельске П.С. Ефименко) // ЧОИДР. Кн. 2. М., 1880. № 11. (Челобит­ ная иноков Троицко-Печенгского в Кольском остроге монастыря архиепископу Афа­ насию, 1696 года). С. 17). 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz