Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
Состав в к л а д ч и к о в Кандалакшского люнлстыря во второй половине XVI — XVU в. Неотъемлемой частью духовного мира эпохи средневековья являлась вера в посмертное воздаяние человеку за поступки в земной жизни. Опаса ясь наказания за земные грехи на Страшном суде, средневековое общество выработало различные формы духовных практик, призванных уберечь че ловека от посмертных мучений. Одной из подобных форм, лежащих на стыке духовного и материального, стала практика передачи в монастыри вкладов на помин души или для других душеполезных целей. Практика со вершения вкладов в монастыри, широко распространенная в Московском государстве XV-XVII вв., давно привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Ученые не раз обращали внимание и на проблему состава вкладчи ков крупных и малых монастырей Центра России, пытаясь глубже понять социальные и политические процессы русского средневековья. Далеко не последнее место в этом комплексе вопросов занимает проблема формиро вания монастырского землевладения, одним из источников роста которого были поземельные вклады1. Не меньший интерес исследователей вызывает и проблема взаимосвязей между определенными группами московской аристократии и теми или иными монастырями, что позволяет представить расклад политических сил в придворной жизни Московского государства второй половины XVI - XVII в. Заметным явлением в изучении взаимосвя 1 См.: Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397 - 1625). T.I. Вып.2. СПб., 1910. С.140-227; Алексеев Ю.Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV-XVI вв. Переяславский уезд. М.; Л., 1966. С. 68-97; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально- политическая борьба в России (конец XV - XVI в.). М., 1977. С. 189-201; Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996. С. 90-94, 118-119, 146-155 и др.; Николаева С.В. Вклады и вкладчики в Троице-Сергиев мона стырь в XVI-XVII веках. (По вкладным книгам XVII века) // ЦИР. Сб. 2. М., 1998. С. 81-107; Стрельников С.В. Ростовский Борисоглебский монастырь и его вкладчики в XV - первой трети XVII в. (По материалам вкладных книг) // Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 102-109; Кириченко Л.А. Акты Троице-Сергиева монастыря 1584-1641 гг. как источник по истории землевладения и хозяйства. М., 2006. С. 57-78; Адаменко О.Н. Землевладение и хозяйство Спасо-Каменного мона стыря в XV-XVII веках. Череповец, 2008. С. 192-211; Башнин Н.В. Дионисиево- Глушицкий монастырь - центр социально-экономической культурной жизни Кубено- Заозерского края в XV-XVII вв. СПб., 2011. С. 219-239; Сазонова Т.В. Кирилло- Новоезерский монастырь: Опыт изучения малых и средних монастырей XVI-XVII вв. - М.; СПб., 2011. С. 156-164,282-306; Антонов А.В. Вкладчики Успенского Горецко- го монастыря // Он же. Историко-археографические исследования: Россия XV - XVII века. М., 2013. С.497-521 и др. работы. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz