Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

Состав в к л а д ч и к о в Кандалакшского люнлстыря во второй половине XVI — XVU в. Неотъемлемой частью духовного мира эпохи средневековья являлась вера в посмертное воздаяние человеку за поступки в земной жизни. Опаса­ ясь наказания за земные грехи на Страшном суде, средневековое общество выработало различные формы духовных практик, призванных уберечь че­ ловека от посмертных мучений. Одной из подобных форм, лежащих на стыке духовного и материального, стала практика передачи в монастыри вкладов на помин души или для других душеполезных целей. Практика со­ вершения вкладов в монастыри, широко распространенная в Московском государстве XV-XVII вв., давно привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Ученые не раз обращали внимание и на проблему состава вкладчи­ ков крупных и малых монастырей Центра России, пытаясь глубже понять социальные и политические процессы русского средневековья. Далеко не последнее место в этом комплексе вопросов занимает проблема формиро­ вания монастырского землевладения, одним из источников роста которого были поземельные вклады1. Не меньший интерес исследователей вызывает и проблема взаимосвязей между определенными группами московской аристократии и теми или иными монастырями, что позволяет представить расклад политических сил в придворной жизни Московского государства второй половины XVI - XVII в. Заметным явлением в изучении взаимосвя­ 1 См.: Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397 - 1625). T.I. Вып.2. СПб., 1910. С.140-227; Алексеев Ю.Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV-XVI вв. Переяславский уезд. М.; Л., 1966. С. 68-97; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально- политическая борьба в России (конец XV - XVI в.). М., 1977. С. 189-201; Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996. С. 90-94, 118-119, 146-155 и др.; Николаева С.В. Вклады и вкладчики в Троице-Сергиев мона­ стырь в XVI-XVII веках. (По вкладным книгам XVII века) // ЦИР. Сб. 2. М., 1998. С. 81-107; Стрельников С.В. Ростовский Борисоглебский монастырь и его вкладчики в XV - первой трети XVII в. (По материалам вкладных книг) // Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 102-109; Кириченко Л.А. Акты Троице-Сергиева монастыря 1584-1641 гг. как источник по истории землевладения и хозяйства. М., 2006. С. 57-78; Адаменко О.Н. Землевладение и хозяйство Спасо-Каменного мона­ стыря в XV-XVII веках. Череповец, 2008. С. 192-211; Башнин Н.В. Дионисиево- Глушицкий монастырь - центр социально-экономической культурной жизни Кубено- Заозерского края в XV-XVII вв. СПб., 2011. С. 219-239; Сазонова Т.В. Кирилло- Новоезерский монастырь: Опыт изучения малых и средних монастырей XVI-XVII вв. - М.; СПб., 2011. С. 156-164,282-306; Антонов А.В. Вкладчики Успенского Горецко- го монастыря // Он же. Историко-археографические исследования: Россия XV - XVII века. М., 2013. С.497-521 и др. работы. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz