Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
нием, что труд Пахома Исакова сына предназначался «за отца своего ... за вклад»'. Единичны и примеры вкладов, связанных с отправлением заупокой ного культа или предназначавшихся для совершения молитв за живущего человека. Так, один из ранних примеров подобного рода вкладов датирует ся 1567/68 г. Согласно вкладной записи, некий Данило передал в мона стырь 3 р. «по отцы по Кирилле да по матери Анастасии поминати»2. Как правило, побудительным мотивом подобного рода вкладов было стремле ние вкладчика обеспечить молитвами заупокойную участь родителей. В ряде случаев «душеспасительный вклад» предназначался за одного из супругов (как правило, за жену). Так, в 1580/81 г. житель Колы передал вклад монастырю «за собя и за свою семью за Меланью»3. Несколько поз же, в августе 1592 г., подобный по мотивации вклад в монастырь сделал крестьянин Ковдской волости Владимир Федоров сын. Его вклад предна значался как за самого вкладчика, так и «за семью свою за Марью Григо- реву дочь»4. Тогда же вкладчиком был сделан еще один вклад, предназна чавшийся за упокой души родителей. Небезынтересно отметить, что запись о вкладе Владимира Федорова сына содержит более позднюю приписку, датируемую 1620/21 г., о вкладе в монастырь, переданном супругой ковдского крестьянина Марьей Григо рьевой дочерью. Несмотря на то, что запись не содержит мотивации вкла да, можно высказать предположение, что в рассматриваемой ситуации вклад мог быть предназначен на помин души покойного супруга Владими ра Федорова сына. Источник знает и единичные примеры «душеспасительных вкладов», предназначенных за самого вкладчика. В августе 1592 г. в Коле Канда лакшским старцем Матфеем Тупиком был принят вклад от Федора Валчя- ка. Вклад включал в себя различные предметы морского рыбного промыс ла, а также несколько хозяйственных и жилых построек в Коле и на мур манских становищах. Столь крупный вклад предназначался «по души» са мого вкладчика5. Для второй половины XVII в. также известны случаи индивидуаль ных поминальных вкладов. Так, в сентябре 1659 г. на Холмогорах денеж ный вклад передал подьячий Андрей Медвеччик. Запись содержит и обяза тельства монастыря по отношению к вкладчику, и ремарку об их выполне нии: за вклад подьячего Андрея должны были «иво поминать. И в литей- ник написан»6. 1Вкл. кн. J1. 30 об. 2Там же. JI. 1 об. 3Там же. JI. 8 об. 4Там же. Л. 35. 5Там же. Л. 34 об. 6Там же. Л. 189. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz