Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
Вознесенева дни 104-го году». Труд Исака Васильева сына был оценен в 10 рублей (т.е. по 2 рубля за год). Повторимся, что аналогичные записи известны и для других вклад чиков, чье вложение в монастырь осуществлялось в форме тех или иных работ1. Общим же для всех этих случаев выступает обязательство засчи тать «труды» работника за вклад и внести эти сведения во вкладную книгу. Вряд ли мы можем с точностью сказать, насколько «трудовые вклады» вы ступали актом доброй воли самого вкладчика, его стремлением совершить угодный Богу поступок. Не исключено, что «трудовые вклады» являлись оборотной стороной кабальных отношений между вкладчиком и монасты рем. В этом случае «трудовой вклад» принимал форму расплаты вкладчика по ранее взятым на себя финансовым обязательствам. Возможно и другое: в группу «трудовых вкладчиков» попадали наименее защищенные в соци альном отношении лица, для которых труд на монастырь, пусть и даровой, выступал единственной возможностью хоть как-то свести концы с конца ми. «Трудовой вклад», как уже отмечалось, мог быть своеобразной пла той за предоставленную одному из членов братии келью или же за некие другие, не оговоренные в источнике, услуги, полученные вкладчиком от монастыря. Остановимся на конкретных случаях, раскрывающих обозна ченную сторону «трудовых вкладов». В 1585/86 г. вклад в монастырь был сделан одним из членов монашеской братии, монахом Силуяном. Вклад составил «чернеческое платье» и 3 р. денег. Последний, третий рубль, сам монах не внес в казну. Согласно записи, оставшаяся часть суммы была от работана сыном монаха Проней («за третей рубль сын Проня тружалсе»2). Десятилетием позже, в 1595/96 г. «вложился» своим трудом кореля- нин Петр Юрьев сын. Вкладчик брал на себя обязательство трудиться на обитель в течение трех лет (с апреля 1597 г. по апрель 1600 г.) и тем самым возместить денежную сумму (5 р.), предназначавшуюся в уплату за келью отца - Петра Юрия корелянина, принявшего при постриге имя Геласия3. Чуть ранее описанного случая с «трудовым вкладом», предназначен ным за право жить в келье, был сделан аналогичный по своей мотивации вклад. В июле 1591 г. в Кандалакшский монастырь поступил работником на 5 лет Пахом Исаков сын. Как и в предыдущем случае, его труд предна значался за отца - Исака Михайлова. Запись не оговаривает величины за работка, причитавшегося Пахому, и не поясняет того, каким образом Исак Михайлов был связан с Кандалакшским монастырем: собирался ли он принять здесь постриг и получить келью, или же просто предпочитал жить в качестве приживальщика. Вкладная запись ограничивается тем замеча 1Вкл. кн. Л. 6, 14 об., 17, 26, 29-29 об., 30 об., 38 об., 40 об. - 41, 48 об., 74 об., 75, 83 об., 146 об., 152 об., 180,181,206 об. и др. 2Там же. JI. 14 об. 3Там же. JI. 43 об. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz