Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

метов рыбного промысла, а также одежды. Завершает запись замечание, что вкладчик, «вклад... свой тот взял и отпись в том дал (в) монастырь» Как и в случае с вкладом Л.Ф. Новодеревенского, официальным раз­ рывом отношений между П.С. Клочевым и монастырем также стало оформление отписи - документа, удостоверявшего факт возврата вклада (по всей видимости, в денежном эквиваленте) от монастыря вкладчику. Обязательства монастыря по отношению к вкладчику прослежива­ ются в случае с вкладами кандалакшских монахов. В этих случаях пожерт­ вование выступало своеобразной оплатой за келью или долю кельи. При­ ведем конкретные примеры. Уже упоминавшийся ранее священник Силь­ вестр, передавший монастырю в 1588/89 г. крупный вклад, из общей сум­ мы вклада, составившей 5 р. 15 алт. 2 ден., специально выделил 2 р. «за келью»2. Рядовые члены монашеской братии также в качестве вклада переда­ вали средства на покупку кельи. В 1577/78 г. три денежных вклада в мона­ стырь передал Федор Туркипарда3. Как поясняет запись, третий из вкла­ дов, составивший 1 р., предназначался за «Мисаилову пятую долю кельи»4. Еще несколько записей содержат аналогичные сведения о деньгах, переда­ ваемых монастырю в обмен на право проживания в келье3. Обязательства монастыря по отношению к вкладчику присутствуют и в случаях с «трудовыми вкладами», основу которых составлял труд вкладчика на монастырь. Ситуация с «трудовыми вкладами» выглядит следующим образом: в одном случае человек трудился сам и сам же полу­ чал нематериальное воздаяние со стороны обители, в другом случае труд вкладчика предназначался не за себя, а за другого человека, которым ино­ гда являлся один из членов монашеской братии Кандалакшского монасты­ ря. Нетрудно догадаться, что вторая ситуация могла предполагать труд ко­ го-то из близких родственников членов монашеской братии. Наиболее ранние примеры «трудовых вкладов» относятся к 1580-м 1590-м гг.6 Так, в 1591/92 г. крестьянин Исак Васильев сын нанялся «тру- жатись» на монастырь сроком на пять лет. Вкладная запись Исака Василь­ ева сына примечательна тем, что содержит обязательство крестьянина, данное монастырю. Было ли оно заявлено в устной форме или являлось собственноручной распиской крестьянина, сказать трудно. В обязательстве Исаком оговаривались сроки работы на монастырь: «А учал яз жити (в мо­ настыре - С.Н.) от Вознесенева дни 100-го году. И мне жити до тово ж Вкл. кн. J1.42 об. Там же. Л. 4. 3Там же. Л. 3. 4Там же. ’ Там же. Л. 33,43 об., 70. Подробнее об этом см.: Никонов С.А. «В том ... и вкладная дана». С. 133-137. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz