Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

На поля рукописи вкладной книги вынесены имена вкладчиков. Впервые с таким примером встречаемся в записи о вкладе братьев Фомы и Калины Онусиных. Свой первый вклад братья передали предположительно в 1578/79 г. Затем Фома Онусин сделал еще 6 вкладов в монастырскую казну. Два последних вклада датированы 1599/1600 и 1602/03 гг.1Напро­ тив записи о вкладах братьев Онусиных (на правом поле листа) помещена помета - Кляпиковы. Данная помета дает возможность связать братьев с одним из крестьянских родов Кандалакши, известным по другим источни­ кам (см.: Раздел II). Начиная с 1617/18 г., подобные пометы на полях рукописи становят­ ся регулярными. Полагаем, что они выполняли роль своеобразного «спра­ вочного указателя», позволявшего монастырским властям легче ориенти­ роваться в содержании рукописи и при необходимости вносить дополни­ тельные сведения о новых вкладах, поступавших от лиц, ранее уже «вло­ жившихся» в монастырскую казну. Крайне редко формуляр вкладной записи содержит обязательства Кандалакшского монастыря по отношению к вкладчику. В историографии уже обращалось внимание на эту проблему2. Говоря о материальных га­ рантиях, исследователи, как правило, подразумевают предоставление вкладчику возможности принять постриг в монастыре и получить келью (или отдельное место в келье). Духовные гарантии заключались в заупо­ койных молитвах за душу вкладчика или тех лиц (как правило, близких родственников), на помин души которых был передан вклад. Исследователи северных монастырей России обращали внимание на практику временной передачи вклада с целью сбережения материальных ценностей3. Другими словами, монастырь мог рассматриваться как место временного сохранения денежного вклада, который при необходимости вкладчик мог забрать обратно. Такой прагматичный подход к вкладу, при котором акт безвозмезд­ ной отдачи материальных ценностей допускает возможность их изъятия, отражается и в некоторых записях источника. Так, характерной в этом ря­ ду является запись о вкладе кандалакшского крестьянина Лутьяна (Луко- яна) Федорова сына Новодеревенского. Представители семейства Новоде­ ревенских несколько раз выступали в качестве монастырских вкладчиков (см.: Раздел II). Продолжением этой семейной традиции стал вклад Л.Ф. 1Вкл. кн. JI. 7. Ефименко А.Я. Исследования народной жизни. Обычное право. Вып. 1. М., 1884. С. 264, 266; Юшков С.В. Очерки по истории приходской жизни на Севере России в XV- XVII вв. СПб., 1913. С. 95, 97, 100; Савич А.А. Вклады и вкладчики в северно- з русских монастырях XV-XVII в. Пермь, 1929. С. 72,74,80 и др. Наиболее ярко данная точка зрения представлена в исследовании М.М. Богословско­ го. См.: Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере. Т. 1. М., 1909. С. 82-83. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz