Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
На поля рукописи вкладной книги вынесены имена вкладчиков. Впервые с таким примером встречаемся в записи о вкладе братьев Фомы и Калины Онусиных. Свой первый вклад братья передали предположительно в 1578/79 г. Затем Фома Онусин сделал еще 6 вкладов в монастырскую казну. Два последних вклада датированы 1599/1600 и 1602/03 гг.1Напро тив записи о вкладах братьев Онусиных (на правом поле листа) помещена помета - Кляпиковы. Данная помета дает возможность связать братьев с одним из крестьянских родов Кандалакши, известным по другим источни кам (см.: Раздел II). Начиная с 1617/18 г., подобные пометы на полях рукописи становят ся регулярными. Полагаем, что они выполняли роль своеобразного «спра вочного указателя», позволявшего монастырским властям легче ориенти роваться в содержании рукописи и при необходимости вносить дополни тельные сведения о новых вкладах, поступавших от лиц, ранее уже «вло жившихся» в монастырскую казну. Крайне редко формуляр вкладной записи содержит обязательства Кандалакшского монастыря по отношению к вкладчику. В историографии уже обращалось внимание на эту проблему2. Говоря о материальных га рантиях, исследователи, как правило, подразумевают предоставление вкладчику возможности принять постриг в монастыре и получить келью (или отдельное место в келье). Духовные гарантии заключались в заупо койных молитвах за душу вкладчика или тех лиц (как правило, близких родственников), на помин души которых был передан вклад. Исследователи северных монастырей России обращали внимание на практику временной передачи вклада с целью сбережения материальных ценностей3. Другими словами, монастырь мог рассматриваться как место временного сохранения денежного вклада, который при необходимости вкладчик мог забрать обратно. Такой прагматичный подход к вкладу, при котором акт безвозмезд ной отдачи материальных ценностей допускает возможность их изъятия, отражается и в некоторых записях источника. Так, характерной в этом ря ду является запись о вкладе кандалакшского крестьянина Лутьяна (Луко- яна) Федорова сына Новодеревенского. Представители семейства Новоде ревенских несколько раз выступали в качестве монастырских вкладчиков (см.: Раздел II). Продолжением этой семейной традиции стал вклад Л.Ф. 1Вкл. кн. JI. 7. Ефименко А.Я. Исследования народной жизни. Обычное право. Вып. 1. М., 1884. С. 264, 266; Юшков С.В. Очерки по истории приходской жизни на Севере России в XV- XVII вв. СПб., 1913. С. 95, 97, 100; Савич А.А. Вклады и вкладчики в северно- з русских монастырях XV-XVII в. Пермь, 1929. С. 72,74,80 и др. Наиболее ярко данная точка зрения представлена в исследовании М.М. Богословско го. См.: Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере. Т. 1. М., 1909. С. 82-83. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz