Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

и Федора Подкокорье —вне всякого сомнения, говорит о том, что упомина­ емый в них казначей Матфей - одно и то же лицо. Помимо Матфея, среди других казначеев, вносивших данные о вкладе сначала в «казначейские книги», в источнике упоминаются Пимен, Киприан и Константин1. Практика внесения записи о вкладе сначала в приходо-расходную, а затем во вкладную книгу известна для целого ряда монастырей. В частно­ сти, она существовала в Николо-Корельском монастыре. Даже беглое сравнение записей вкладной книги Никольского монастыря с записями казначейских приходо-расходных книг позволило В.И. Иванову сделать вывод о неполноте содержания первой2. Связь приходо-расходных книг с вкладными отмечается и исследователями вологодских монастырей3. К сожалению, приходо-расходные книги Кандалакшского монастыря практически не сохранились, поэтому мы не можем судить о полноте вкладов, включенных во вкладную книгу. Исключение составляет прихо­ до-расходная книга приказчика Вологодской службы монастыря 1680/81 г. Так, в 1680/81 г. в Вологде приказчиком монастырской службы старцем Герасимом был получен вклад от устюжанина посадского человека Якова Евсевьева сына Жереноковского4. В качестве вклада Яков передал якорь, оцененный в 6 рублей. Сведения о вкладе были занесены в приходо- расходную книгу Вологодской службы. В заключительной части записи о приеме вклада содержится небольшая ремарка старца Герасима: «И во 190- м году об том (вкладе - С.Н.) в монастырь писал»5. Следовательно, только спустя год приказчик сделал отписку в монастырь о совершенном вкладе. В записях вкладной книги сведений об этом вкладе мы не находим. Нам не удалось обнаружить какую-либо закономерность, связанную с характером вклада и лицом монастырской администрации, принимавшим его. По всей видимости, данные примеры отражают ситуативные обстоя­ тельства, связанные с передачей вклада. Поступление вклада именно в ру­ ки казначея и являлось условием того, что первоначально эти данные фик­ сировались в приходо-расходной книге («казначейских книгах») и уже по­ сле этого переносились во вкладную книгу. 1Вкл. кн. Л. 205,218 об. 2 Иванов В.И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв.: Историко­ источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг. СПб., 2005. С. 52-53. Дмитриева З.В. Записи о денежных вкладах в приходо-расходных и вкладных книгах Кирилло-Белозерского монастыря (вторая половина XVI - первая треть XVII в.) // Мавродинские чтения 2008 г. Петербургская историческая школа и российская исто­ рическая наука: дискуссионные вопросы истории, историографии, источниковедения. СПб., 2009. С. 302-306; Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 57. Пр.-рх. кн. Л. 8 об. - 9. 5Там же. Л. 9. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz