Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

старцу Тарасию. Место внесения вклада и должность старца говорят о том, что вкладчик был одним из наемных монастырских работников. Запись о вкладе Фомы Луховика дополнена словами старца Арсения: чуть ранее «прежней его (Ф.С. Луховика - С.Н.) дачи при игумене Селивестре дано - сказал старец Арсеней - сетей озерских на три рубли, а не написано»1. Как видим, в этой ситуации заметно взаимодействие письменной и устной практики в фиксации поступления в монастырскую казну. Сам вкладчик, по всей видимости, не помнил года передачи вклада, поэтому был вынуж­ ден ограничиться неясной отсылкой на то, что произошло в бытность игу­ мена Сильвестра. Только свидетельство одного из членов монашеской бра­ тии дало основание перенести предшествующий вклад на страницу вклад­ ной книги. Впрочем, изустное свидетельство не всегда могло стать достаточно веским основанием для подтверждения передачи вклада монастырю. В феврале 1650 г. в качестве вкладчика Пречистенской обители выступил игумен Кольского (Троицкого) Печенгского монастыря Симеон2, передав­ ший в монастырь 5 р. На этом дело не закончилось, поскольку, по словам Симеона, он ранее «во 151 году дал игумену Ферапонту кладом же десять ефимков». Об этом было известно двум кандалакшским старцам - Иову и Ионе Широкому, в присутствии которых, следует полагать, и произошла передача вклада. Решение этого спорного вопроса, сжато сформулирован­ ное во вкладной записи, оказалось нелицеприятным для игумена: «И Иов не видал, а Иона в то время уже мертв был» . Если оставить в стороне дву­ смысленность ситуации, а обратиться к практике оформления вклада, то вновь столкнемся с тем же явлением, что и в двух ранее рассмотренных случаях. Монастырь не отрицал возможности устного оформления вклада с его последующим занесением в книгу, но при этом требовалось наличие достоверных свидетельств передачи вклада. В ряде случаев в источнике встречаются имена членов монастырской администрации, оформлявших вклад. Рассмотрим более подробно интере­ сующие нас примеры. Оформлением вклада мог заниматься монастырский дьячок. Так, запись о вкладе кандалакшского иеромонаха Дионисия, пере­ данном в марте 1638 г., была составлена дьячком Ануфренко Матвеевым сыном4. Годом позже, в октябре 1639 г., вкладом в монастырь было пере­ 1Вкл. кн. J1.168 об. В историко-краеведческой литературе нам удалось найти сведения только об одном игумене Симеоне, упоминание о котором в источниках относится к 1663 г. К 1650 г. известно игуменство двух настоятелей - Сильвестра и Иоасафа. (См.: иер. Никодим (Конанов). Преподобный Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец, и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1899. С. 21). 3Вкл.кн. JI. 173 об. 4Там же. Л. 151 об. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz