Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

Так, в 1583/84 г. вклад в монастырь передал Захарий Никитин сын Лебуев. Запись о вкладе делает пояснение, что тем же вкладчиком чуть ра­ нее - в 1581/82 г. - был передан денежный вклад в размере 5 рублей1. Но в источнике мы не обнаруживаем сведений об этом вкладе. С аналогичным случаем мы сталкиваемся и в ситуации с вкладом Афанасия Яковлева сына Носко. В 1591 г. Афанасий передал два вещевых и один «трудовой вклад». Запись завершается отсылкой к более раннему вкладу А.Я. Носко: «Да во сте восмом году при игумени Селивестре, при всей братии дал собаку вкладом за полтину»2. Вклад собакой не зафикси­ рован ранее. Вкладная запись могла отсылать и к более раннему свидетельству, которое не всегда обнаруживается во вкладной книге. Так, в августе 1592 г. кандалакшским крестьянином Матфеем Ивановым сыном Мансидряем был передан крупный вклад, включавший рыболовные снасти и треть ста­ новища Лазорево на Мурманском берегу. Запись о вкладе дополнена лю­ бопытной ремаркой: «Да в сих же книгах пишет: прежные моей дачи пять Рублев»3. Однако в источнике нет свидетельств об этом вкладе. Подобные примеры относятся к вкладам Феофана Васильева сына Рогуева, старца Глеба и др.4 Более ранняя запись могла служить основой для составления записи о вкладе «современном». Подобный пример видим в случае с вкладом Саввы Юрьева сына. Запись о его вкладе включена в хронологический ряд вкладов, датируемых 1607/08 г. Несмотря на это, начинается она с изве­ стия о вкладе Саввы Юрьева сына, сделанного за 27-28 лет до последнего вклада. В 1579/80 г., в бытность строителя Варлаама, вкладчик передал в монастырь 3 р. с четвертью5. Известны и случаи, когда основу для записи составляют устные свидетельства самих вкладчиков. Так, в марте 1680 г. крестьянин Канда­ лакшской волости Анисим Федоров дал показание о том, что он трижды передавал вклад в монастырь разным его представителям. Все три вклада, состоявшие из коров различной масти, предназначались за жену крестья­ нина, имя которой не указывается6. Таким образом, устное показание кре­ стьянина стало основой для внесения сведений о вкладе во вкладную кни­ гу. Устная практика оформления вклада присутствует и еще в одном случае. Так, в 1646/47 г. в Колвицком усолье монастыря Фома Семенов сын Луховик вложил бочку рыбы, которая была передана приказчику 1Вкл. кн .л . 13. Там же. Л. 29-29 об. Там же. Л. 33 об. - 34. Там же. Л. 36,101-102 об. и др. Там же. Л. 73 об. Там же. Л. 220. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz