Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.

1669 гг. (7168- 7177) 1670- 1679 гг. (7178- 7187) 6 8 4 1680- 1687 г. (7188- 7195) 4 12 Итого: 183 203 37 6 2 60 4 11 1 Из таблицы следует, что около половины записей о вкладах (203) используют в качестве устойчивого наименования посвящение главной церкви монастыря — Рождества Пречистой Богородицы. Значительно меньшее количество раз (51) встречается упоминание еще одного мона­ стырского храма - Николы Чудотворца. Эта церковь была сожжена в мае 1589 г. во время нападения на Кандалакшу шведского отряда1. В последу­ ющее время Никольская церковь неизвестна среди монастырских храмо­ вых построек. Примечательно, что именование монастыря «домом» Нико­ лы Чудотворца продолжалось и после гибели церкви, в 1590-е - 1620-е гг. Позднее, во второй половине XVII в., обращение к этому небесному по­ кровителю во вкладных записях становится нечастым, что, видимо, связа­ но с утратой исторической памяти о погибшей церкви. Редко в источнике встречается «неканоническое» именование Кан­ далакшского монастыря Кокуевым. За конец XVI - XVII в., как видно из таблицы, выявлено 8 таких случаев. Не исключено, что Кокуевым Канда­ лакшский монастырь был для «внешнего» мира Кольского уезда, в то вре­ мя как внутри самой обители подобное название монастыря могло и не приветствоваться. Значительное количество записей (183) вовсе не включает в свой формуляр какого-либо названия монастыря. Видимо, это объясняется структурой самого формуляра, отнесенного по нашей классификации к краткому, содержащему минимальные сведения о монастыре и сосредота­ чивающим основное внимание на вкладчике и его вкладе. Вкладная книга позволяет проследить и особенности документально­ го оформления вкладов. Некоторые записи дают основание говорить о том, что внесению за­ писи во вкладную книгу предшествовала предварительная стадия, на кото­ рой сведения о вкладе существовали либо в форме черновика, либо в виде устного соглашения между монастырем и вкладчиком. Рассмотрим кон­ кретные примеры двух практик оформления записей о вкладе на предвари­ тельном этапе. 1Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы. Ч. I. Очерки истории. С. 89. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz