Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 2 : Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63-1687 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: С. А. Никонов, Л. В. Пушкина]. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 207 с., [12] л. цв. ил., факс. : табл.
рая - запись о вкладе жительницы Кольского острога Акинины (жены Ивана Москвина), переданном монастырю в 1718 г.1 Основываясь на материалах рукописи, остается признать, что прак тика совершения вкладов в монастырь относится ко времени активной хо зяйственной деятельности духовной корпорации в Кольском уезде и в По морье. С начала XVIII в. наблюдается хозяйственный упадок монастыря2, что неизбежно должно было отразиться на сокращении вкладов. Записи о вкладах в источнике не содержат рубрикации в зависимо сти от социального положения или территориального происхождения тех или иных групп вкладчиков3. Неизвестны источнику и вклады от предста вителей правящей династии Московского государства XVI-XVII вв., хотя другие документы упоминают вклады царствующих особ4. Выделим круг вопросов, получивших отражение в настоящем иссле довании: этапы составления вкладной книги; порядок оформления и фор муляр вкладных записей; специфика оформления отдельных категорий вкладов; особенности ведения монастырской делопроизводственной доку ментации. Рукопись вкладной книги дошла до нас не в полном объеме. Утра ченными оказались первые два листа вкладной книги, которые, что не ис ключено, могли содержать заглавие и дату начала оформления записей о вкладах. Не сохранился родной переплет рукописи, (см.: Археографиче ское описание). Пронумерованные переписчиком или составителем вкладной книги первые три тетради написаны одним почерком (почерк № 1). Записи о вкладах, сделанные этим же почерком, продолжаются до л. 45 об. Записи, 1Вкл. кн. ЛЛ. 134, 225 об. 2 Ушаков И.Ф. На Усть-Ниве реке // ИП. Т. 3. С. 47-50; Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVII1 вв.: исследования и материалы. Ч. I. Очерки истории. Мур манск, 2011. С. 169-228. 3 Подобным примером может служить вкладная книга Соловецкого монастыря (список XVIII в.), где вклады разделены по рубрикам в зависимости от территориального происхождения вкладчика или его принадлежности к той или иной социальной и ду ховной иерархии. Среди вкладчиков есть и представители Кандалакши. (См.: Архив СПбИИ РАН. Кол. 2. № 152). Рубрикацию имели и вкладные книги Троице-Сергиева, Владимирского Рождественского и Антониево-Сийского монастырей. (См.: Токарев А.В. О структуре монастырских вкладных книг XVI-XVIII вв. // Ежегодник Бого словской конференции Православного Свято-Тихвинского богословского института. (XII ежегодная богословская конференция 2002 г.). М., 2002. С. 104). Так, о «жалованных» монастырю царских «утвари, ризы, и сосуды и книги» Канда лакшский строитель Иоасаф упоминает в своей челобитной, датированной декабрем 1686 г. (См.: РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 2466. Л. 87). Согласно донесению Ивана Ста- фурова и Ивана Кончакова, «инспекторов» архиепископа Холмогорского и Важского Рафаила, в 1709 г. келарь Пречистенского монастыря (имя не указывается) продал и «отдал за безценок» утварь, ризы «и иные освященные потребы», которые были жа лованьем «великого государя». (См.: ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 213. Л. 2 об.). 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz