Никонов, С. А. Волость Умба в XVI - первой четверти XVII века // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 54-71.
источникам не представляется возможным1. При этом, нельзя исключить и того, что это произошло незадолго до составления писцового описания 1575 г. Косвенно на это указывает продолжавшаяся, на момент составления описания Умбы, жизнедеятельность Воскресенской церкви. Церковь, на то время, выступала, по всей видимости, приходским храмом волости. Впрочем, В.Т. Агалин в своем кадастре зафиксировал завершающие эпизоды жизни «древней» Умбы. Спустя три года в «отписных книгах» на волость Умбы З.Д. Сущева о Воскресенской церкви говорится, что та стоит «пуста»2. Такая же характеристика встречается и в «отдельных книгах» 1584/85 г. подьячего Г. Никитина3. В первой четверти XVII столетия на месте «древней» Умбы уже не стояло и церкви, о которой в писцовой книге Двинского уезда 1622-1624 гг. «письма» Мирона Вельяминова говорится в прошедшем времени4. На новом месте Умба известна как крупное поморское селение. Терри ториальные границы волости Умбы, разумеется, не сводившиеся только к границам самого селения, могут быть восстановлены по материалам писцо вых описаний селения. На западе крайней точкой промысловых владений во лости выступала тоня Тар (Тавро) губа. Здесь промысловые владения Умбы соприкасались с владениями другой поморской волости - Порьей Губы. Ис точники конца ХѴІ-ХѴІІ вв. знают и «порьегубскую межу» разграничи вавшую владения двух волостей5. Восточным рубежом волостной террито рии выступала р. Оленица, отделявшая ее от территории волости Варзуга6. Северные, континентальные границы волости, могут быть обозначе ны условно. И это несмотря на то, что для самих крестьян Умбы они были вполне отчетливыми, о чем свидетельствует устойчивое определение, встречающееся в источниках - «лопская межа», выступавшая границей за которой лежали владения Терских саами. «Лопская межа», как следует ду мать проходила по границам крупных озер и рек, принадлежавших Умбе - Кумжозеро, Канозеро, Мунозеро, Вялозеро7. Само селение Умба, в отличие, допустим, от соседней Варзуги или, лежащей к западу по побережью, Кандалакши, стояло по одному берегу одноименной реки. Духовным центром селения первоначально выступала «студеная» церковь Петра и Павла. Именно она упоминается в «сотной 1 «Древняя» Умба, возможно, не была и крупным селением. «Сотная грамота» 1575 г. отмечает на месте бывшей волости только шесть «мест дворовых» (ОР РНБ. - Q. IV. - № 1136.-Л . 560об.). ‘ 2 ОР РНБ. - А 1/17. - Л. 1319. 3 РГАДА.-Ф. 1201.-O n . 1. - Д. 210. -Ч . 1. - Л. 34; Сб. ГКЭ. - Т. I. -№ 286. -С тб. 275. «...погост старой, где стояла церковь Воскресение Христова...» (РГАДА. - Ф. 1209. - Кн. 11. - Л. 461об.). ' ’ 5 АСЭИСР (II). - № 731. - С. 145; Сб. ГКЭ. - Т. I. - № 285. - Стб. 275; РГАДА. - Ф. 1209.-К н . 11.-Л . 460. 6 ОРРНБ.-Q . ІѴ .-№ 1136 .-Л . 558об.; А 1/17. - Л. 1323об. 7 Там же. -Q . IV .-№ 1136.-Л . 550. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz