Никонов, С. А. Волость Умба в XVI - первой четверти XVII века // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 54-71.
Наряду с Кандалакшей и Керетью в первой половине XVI в. Умба выступала одним из административных центров края. Здесь в первой поло вине XVI в. обосновались даныцики (сборщики податей) ведавшие судом и сбором дани с русского и саамского населения Терского берега1. Один из таких даныциков - Андроник - является действующим лицом одного из чудес в составе жития св. Зосимы и Савватия Соловецких2. Во второй половине XVI в. Умба дважды подверглась разорению: в первом случае, в 1568 г. волость, наряду с другими поморскими селения ми, пострадала от действий опричного отряда Басарги Леонтьева, во втором, в сентябре 1589 г. волость подверглась нападению шведского отряда . Приблизительные масштабы разорения Умбы можно оценить только для первого случая (об этом ниже). Одним из итогов «Басаргина правежа» для Умбы и Варзуги стало административное переподчинение селений Двинскому уезду, в составе которого обе волости продолжали находиться вплоть до второй половины XVIII столетия4. Первоначально селение Умба стояла чуть выше-примерно в 10-12 вер стах по одноименной реке - от того места, где оно стоит по сию пору. По ма териалам «сотной грамоты» В.Т. Агалина на месте «древней» Умбы жизнь теплилась только в оставшейся здесь церкви Воскресения Христова. При церкви в кельях жили «черный» священник Вассиан, дьячок и пономарь5. Судя по тому, что источник не раскрывает имен последних, можно предпола гать, что дьячок и пономарь появлялись здесь лишь наездами. На содержание причта был отданы сенокосы и речной «забор» для лова семги. «Забор» был поставлен чуть выше по реке от «древнего» Умбского погоста6. Первоначальное селение Умбы в материалах писцовых книг имело и специальное наименование - «Верхний погост». Установить даже приблизительно время переноса селения со старого места на новое, также как и выявить причины случившегося, по имеющимся 1 Умба упоминается в наказах вел. кн. Василия III сборщикам «лопской» дани (1517 г.), как место куда за данью должен был приезжать сборщик (Возгрин В.Е., Шасколь- ский И.П., Шрадер Т.А. Грамоты великого князя Василия III сборщикам дани в Лоп ской земле // Вспомогательные исторические дисциплины. - Т. XXVI. - СПб., 1998. - Документы № 2-3. - С. 129,133). Минеева С.В. Рукописная традиция жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (ХѴІ-ХѴІІІ вв.).Тексты.-Т. II. -М .,2001. Ранние чудеса... «Чюдо преподобнаго, тем же подобно быть». - С. 414-415. Исследователем жития соловецких святых С.В. Ми- неевой группа чудес, в которую включено и чудо об отроке даныцика Андроника, да тировано в пределах 1514-1526 гг. (Минеева С.В. Рукописная традиция жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (ХѴІ-ХѴІІІ вв.). Тексты. - Т. I. - М., 2001. - С. 286). 3 Ушаков И.Ф. Кольская земля // ИП. - Мурманск, 1997. - Т. 1. - С. 53-55, 88. 4 Там же. -С . 181. 5 ОРРНБ.-Q . IV .-Х о 1136.-Л . 560об. 6 Там же. - Л. 561. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz