Никонов, С. А. Волость Умба в XVI - первой четверти XVII века // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 54-71.
чайно, что в некоторых из них (Порья Губа, Кандалакша, Кереть, Ковда), возникли крупные соляные монастырские промыслы. По состоянию на 1575 г. в волости действовало 9 варниц, владельцами которых выступали крестьяне и монахи Соловецкого монастыря. Географически, одна группа варниц располагалась к западу от селения (JIex-губа, Пильская губа), вто рая к востоку (Кузрека, Моисеев наволок). Владельцами варниц выступали единоличные собственники. После 1575 г. крестьянское солеварение прекращает свое существо вание и переходит в ведение монастырей. На месте вчерашних крестьян ских солеварен возникают крупные монастырские усолья. Таким, в частно сти, было Пильскогубское усолье Соловецкого монастыря1. В Умбе в изучаемое время действовали и другие виды промыслов - добыча морского зверя («весновальный»), лов жемчуга на морском побе режье. Но к сожалению, состояние источников таково, что они не позво ляют сколь-нибудь подробно представить их организацию2. Таким образом, внешне исторический путь поморской волости Умбы был подобен тому, который прошли и другие крестьянские общины бело морского побережья Кольского п-ова: от свободного мира к монастырской вотчине. Основу хозяйственной жизни Умбы также составлял рыбный, се мужий промысел, приносивший основной доход в крестьянский бюджет. Помимо индивидуальных форм вложения труда в промысел семги, широко использовались различные формы коллективной организации труда на промыслах (артели). Численность некоторых из них, как было показано, могла достигать 13 человек. Вместе с тем, можно выделить и ряд особенных черт, отличающих социально-экономический строй Умбы, скажем, от соседней Варзуги. Во- первых, более низкий уровень имущественного расслоения в крестьянской среде и, как следствие этого, незначительность доли населения (бобылей) не имевших доступа к распоряжению промысловыми угодьями. Во- вторых, наличие в волости тех промысловых ресурсов, которые обеспечи вали потребности общества в целом, а не только отдельных его хозяйств. Речь идет о церковном, служившим материальным содержанием причта, и «волостном», с которого производилась уплата податей, луках. Безуслов но, «волостной лук» закреплял различные формы коллективного труда Краткие сведения о деятельности монастырского усолья в Пильской губе Умбской волости приведены в работе А.А. Савича (Савич А.А. Соловецкая вотчина ХѴ-ХѴІІ в. (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем русском севере в древней Руси). - Пермь, 1927. - С. 119). «Весновальный» промысел и добыча жемчуга, в качестве постоянных занятий кре стьян Умбы, упоминаются в уставной грамоте Соловецкого монастыря 1591 г. (Ус тавная грамота властей Соловецкого монастыря крестьянам Умбской волости (1591 г. мая 28) // Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических за нятий (период феодализма). - С. 90). 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz