Никонов, С. А. Волость Умба в XVI - первой четверти XVII века // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 54-71.
Таблица 4 Кол-во луков 1575 г. 1584/85 г. 1622-1624 гг. Количество владельцев в группе £ Количество луков £ Количество владельцев в группе £ Количество луков Количество владельцев в группе 55 Количество луков £ До 5 1 1,4 5 11,7 - - - - - - - - До 2 7 10,2 10,8 25,3 2 3,2 4 9,4 6 13,3 10,5 25,6 До 1 14 20,5 12,75 29,9 29 47,5 28,75 67,9 22 48,8 22 53,6 До 0.5 46 67,6 13,5 31,7 30 49,1 9,55 22,5 17 37,7 8,5 20,7 Итого: 68 42,55 61 42,3 45 41 Ист.: Там же. Из таблицы можно вывести тенденцию некоторого «уравнивания» вла дельческого состояния крестьян Умбы. Если для самой ранней описи во лости (1575 г.) известно имущественное расслоение между самыми состоя тельными владельцами (5 луков Соловецкого монастыря) и самыми необес печенными (0,20 лука), составившее разницу в 25 раз, то к моменту по следней переписи (1622-1624 гг.) этот разрыв сокращается в 4 раза (2 лука против 0,5 лука). Преобладающую группу владельцев Умбы на всем про тяжении исследуемого времени, что следует из таблицы, составляют кре стьяне среднего достатка (1 лук) и бедные крестьяне (от 0,5 до 0,25 лука). Нельзя не отметить, что к категории среднего луковладельца в Умбе относился и церковный приход. В соседней Варзуге, судя по данным «сот- ных» грамот 1563 и 1575 гг., церковный приход тоже имел свою долю в промысловых владениях волости, но сформировалась она, как следует по лагать, за счет частных пожертвований крестьян, а не общины в целом. Во всяком случае, на это указывает антропонимические названия долей луко вых угодий закрепленных за церковью1, Возвращаясь к церковному луку Умбской волости, заметим, что после перехода волости в вотчинное вла дение монастырей приходская церковь лишается своих угодий, а вопрос ее материального содержания, по всей видимости, частично перешел в веде ние Соловецкого и Кириллова монастырей. Одним из луковладельцев была и община в целом. С «волостного лу ка», как следует из «сотной» грамоты 1575 г. производилась уплата пода тей. «Волостной лук», полагаем, имел вполне конкретную локализацию и соотносился с теми угодьями волости, которые требовали совместной экс плуатации силами всей крестьянской общины. Таковыми могли быть воло Так, по данным «сотной» грамоты 1563 г. Успенская церковь Варзуги в общей слож ности владела 4 луками угодий. Доли луков имели свои наименования, образованные от фамилий - прозвищ варзужских крестьян: мурзинские, сиговские и копытовы луки (Сб. ГКЭ. - Т. I. - № 165. - Стб. 166-167). Еще две волостные церкви Варзуги - Ни колы Чудотворца и апостолов Петра и Павла - и вовсе не имели угодий. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz