Никонов, С. А. Волость Умба в XVI - первой четверти XVII века // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 54-71.

Таблица 4 Кол-во луков 1575 г. 1584/85 г. 1622-1624 гг. Количество владельцев в группе £ Количество луков £ Количество владельцев в группе £ Количество луков Количество владельцев в группе 55 Количество луков £ До 5 1 1,4 5 11,7 - - - - - - - - До 2 7 10,2 10,8 25,3 2 3,2 4 9,4 6 13,3 10,5 25,6 До 1 14 20,5 12,75 29,9 29 47,5 28,75 67,9 22 48,8 22 53,6 До 0.5 46 67,6 13,5 31,7 30 49,1 9,55 22,5 17 37,7 8,5 20,7 Итого: 68 42,55 61 42,3 45 41 Ист.: Там же. Из таблицы можно вывести тенденцию некоторого «уравнивания» вла­ дельческого состояния крестьян Умбы. Если для самой ранней описи во­ лости (1575 г.) известно имущественное расслоение между самыми состоя­ тельными владельцами (5 луков Соловецкого монастыря) и самыми необес­ печенными (0,20 лука), составившее разницу в 25 раз, то к моменту по­ следней переписи (1622-1624 гг.) этот разрыв сокращается в 4 раза (2 лука против 0,5 лука). Преобладающую группу владельцев Умбы на всем про­ тяжении исследуемого времени, что следует из таблицы, составляют кре­ стьяне среднего достатка (1 лук) и бедные крестьяне (от 0,5 до 0,25 лука). Нельзя не отметить, что к категории среднего луковладельца в Умбе относился и церковный приход. В соседней Варзуге, судя по данным «сот- ных» грамот 1563 и 1575 гг., церковный приход тоже имел свою долю в промысловых владениях волости, но сформировалась она, как следует по­ лагать, за счет частных пожертвований крестьян, а не общины в целом. Во всяком случае, на это указывает антропонимические названия долей луко­ вых угодий закрепленных за церковью1, Возвращаясь к церковному луку Умбской волости, заметим, что после перехода волости в вотчинное вла­ дение монастырей приходская церковь лишается своих угодий, а вопрос ее материального содержания, по всей видимости, частично перешел в веде­ ние Соловецкого и Кириллова монастырей. Одним из луковладельцев была и община в целом. С «волостного лу­ ка», как следует из «сотной» грамоты 1575 г. производилась уплата пода­ тей. «Волостной лук», полагаем, имел вполне конкретную локализацию и соотносился с теми угодьями волости, которые требовали совместной экс­ плуатации силами всей крестьянской общины. Таковыми могли быть воло­ Так, по данным «сотной» грамоты 1563 г. Успенская церковь Варзуги в общей слож­ ности владела 4 луками угодий. Доли луков имели свои наименования, образованные от фамилий - прозвищ варзужских крестьян: мурзинские, сиговские и копытовы луки (Сб. ГКЭ. - Т. I. - № 165. - Стб. 166-167). Еще две волостные церкви Варзуги - Ни­ колы Чудотворца и апостолов Петра и Павла - и вовсе не имели угодий. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz