Никонов, С. А. Б. Д. Греков и новейшая историография общественного строя Древней Руси : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук : специальности 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования, 07.00.02 - Отечественная история / Никонов Сергей Александрович ; С.-Петерб. гос. ун-т, [Каф. истории России с древнейших времен до нач. XX в.]. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2004. – 19 с. – На правах рукоп.
7 феодализации. Растущая угроза со стороны вотчины свободному состоянию общинных земель провоцировала крестьян на акты классовой борьбы. Опыт реконструкции вотчины X - начала XIII вв., предложенный ученым, по ряду причин оказался не во всем подтвержден при последую щем изучении. Во-первых, «двор» Русской Правды, отождествляемый Б.Д. Грековым с центром вотчины, в действительности имел совершенно иную социальную природу. «Двор» выступал либо в качестве места судеб ных разбирательств - «княж двор», либо «двором» большой патриархаль ной семьи, чья хозяйственная деятельность не включала элементов фео дальной эксплуатации. Спорные моменты концептуального и источниковедческого подходов Б.Д. Грекова в вопросе о генезисе собственности начали подвергаться со мнению в историографии с середины 50-х гг. Это, безусловно, привело к ослаблению воздействия грековской традиции на историографию Древней Руси. В связи с этим начался поиск новых исследовательских подходов. В частности, Л.В. Черепнин предложил рассматривать общинные земли X-XII вв. в качестве государственной феодальной собственности. Передача государственных земель в частные руки вела к зарождению вотчинного землевладения. Мнение Л.В. Черепнина в историографии получило широкое распро странение и в чем-то обладало статусом официального в исторической нау ке. Оно было поддержано О.М. Раповым, М.Б. Свердловым, В.Л. Яниным, Ю.Н. Кизиловым и др. По сути, концепция государственного феодализма была ревизией грековской традиции. Генезис феодальной собственности мыслился уже не как внутренний экономический процесс, вызванный распадом соседской общины (на чем настаивал Б.Д. Греков), а, скорее, в качестве результата деятельности государства. Тем не менее по ряду причин концепция Л.В. Черепнина и его сто ронников не получила всеобщего признания. Основное методологическое противоречие заключалось в обращении к идеям Маркса относительно «азиатского способа производства», подчеркивающего специфику восточ ных обществ, где отсутствовала развитая частная собственность и домини ровали государственные структуры в социальной и экономической жизни общества, и в перенесении этих подходов на структуры древнерусского общества. Это привело к стиранию граней между такими категориями, как государственный налог и феодальная рента, государственный суверенитет и феодальная юрисдикция. Во многом именно по этой причине ученые не смогли показать нали чие тех прав, которые позволяли государству (в лице князя) распоряжаться земельными фондами общин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz