Никонов, С. А. Б. Д. Греков и новейшая историография общественного строя Древней Руси : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук : специальности 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования, 07.00.02 - Отечественная история / Никонов Сергей Александрович ; С.-Петерб. гос. ун-т, [Каф. истории России с древнейших времен до нач. XX в.]. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2004. – 19 с. – На правах рукоп.

18 ключение являлось итогом не столько исследовательских изысканий, сколь­ ко логических допущений в рамках концепции древнерусского феодализма. Таким образом, понятие челяди, согласно ученому, претерпевает эво­ люцию: от обозначения некогда патриархального раба до общего наимено­ вания крепостной дворни феодала. В представленном подходе имелись и свои противоречия, затруд­ нявшие ответ на вопрос о том, кем же являлась челядь X-XII вв.? Предпо­ лагая расширенный социальный состав категории «челядь», историк остав­ лял без объяснений отсутствие внутри социальной группы, допустим, смердов или же низших разрядов управляющих княжеского двора (сель­ ский и ратайный старосты). Во многом это невнимание вызвано желанием Б.Д. Грекова наметить различия в составе различных групп зависимых, где за каждой из них закрепилось свое место в социально-экономической структуре Руси. Грековские идеи нашли своих продолжателей среди большого числа историков (И.И. Смирнов, Б.А. Романов, JI.B. Черепнин, М.Б. Свердлов и др.), отстаивающих тезис о сложном социальном составе челяди. Древнерусский источниковый материал, прежде всего законодатель­ ство X-XI вв., укрепил за челядином устойчивую репутацию раба, нахо­ дившегося в безусловной собственности господина. Высказанное Б.Д. Гре­ ковым, а позже и М.Б. Свердловым допущение о наличии в составе челяди разнородных социальных элементов является не более чем домыслом исто­ рических реалий X-XI вв. Действительно, признание того, что в рамках ка­ тегории «челядь» содержалось несколько социальных градаций, целиком вытекало из историографических стереотипов 30-х гг., сводившихся к тези­ су о постепенном отмирании рабства, вытесняемого в X-XI вв. трудом кре­ постных крестьян. Критика грековской традиции в историографии 60-80-х гг. (А.А. Зи­ мин, И.Я. Фроянов, В.И. Горемыкина, H.JI . Рубинштейн) основывалась на детальном изучении отдельных памятников древнерусской эпохи. Итогом проделанной работы явилось признание того, что в лице челяди древнерус­ ские источники X—XIII вв. подразумевают раба, находившегося в крайне стесненных социальных условиях. Особой точки зрения в этом вопросе придерживался И.Я. Фроянов, полагавший, что под определением челяди древнерусские юридические памятники подразумевали и источник форми­ рования этой группы рабов. Челядь как рабская категория состоит и попол­ няется за счет военнопленных, являвшихся основным контингентом рабов в догосударственный и раннегосударственный периоды. В заключении подводятся основные итоги диссертационного иссле­ дования, среди которых к наиболее важным можно отнести следующее. Прежде всего следует подчеркнуть, что традиция Б.Д. Грекова оказа­ ла серьезное влияние как на общие подходы к проблеме феодальной Руси,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz