Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.
действовавших поясных единых государственных цен в розничной торговле и должны были компенсировать различия в цене воспроизводства рабочей силы. Процентные надбавки создавали преимущества в оплате труда, служили средством привлечения кадров к необжитым территориям, а также должны были формировать постоянно живущее население на Севере. Очевидно, что в условиях перехода к рыночным отношениям данная система должна быть пересмотрена и изменена. В начале 90-х годов реформирование было направлено на повышение северных коэффициентов органами государственной власти субъектов Российской Федерации без достаточного научного и финансово-экономического обоснования (но только в отношении оплаты труда работников организаций, финансируемых из муниципального бюджета и бюджета субъекта РФ). Кроме того, среди первоочередных мероприятий по реформированию выделяется определение перечня регионов, на которые распространяется система повышающих коэффициентов. По мнению Правительства РФ регионы, примыкающие с юга и попавшие в состав территорий, приравненных к Крайнему Северу, необоснованно получают право на повышающие коэффициенты к заработной плате работников. Однако радикаіьных решений по пересмотру списка северных регионов принято не было. По динамике численности населения Мурманской области наметились крайне негативные тенденции. Еще в 1990 г. в Мурманской области проживает 1 191 468 чел., и наблюдается положительная динамика. Но за 4 года примерно уезжает 1 млн. чел. - колоссальная цифра для области. На территории Мурманской области в 1994 т. остается лишь 1 100 549 чел. В 1998 г. эти показатели становятся еще ниже, и численность населения - менее 1 млн.174. И к 2002 г. население области составляет - 892 534 чел. Впоследствии динамика не выравнивается и остается отрицательной до сих пор. Динамика населения в этот период представлена в таблице 7. Из данных таблицы видно, что вплоть до 1989 года миграционное сальдо было положительным, что показывает высокую привлекательность данного региона по уровню заработной платы. При этом до 1986 года приток населения характеризуется достаточно высокими показателями. Начиная с 1986 года, величина сальдо миграции уменьшается и в 1990 году впервые имело место отрицательное значение, т.е. число прибывших оказалось меньше выбывшего населения. Положительное значение миграционного сальдо в доперестроечный период объясняется высокой привлекательностью Севера с точки зрения государственных льгот и гарантий, т.е. реальной возможностью получения экономической ренты в составе факторного дохода. Однако «расхожее» мнение относительно высоких «северных» заработков спорно. В абсолютном исчислении северные территории отличались высоким уровнем доходов, вместе с тем относительные данные показывают обратное, что представлено 1,4 Поданным всесоюзных и всероссийских переписей. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz