Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.
созданию в области сети современных шоссейных дорог началась с конца 1950-х гг. Современные дороги были проложены от областного центра к новым городам и местам строительства новых ГЭС. Своеобразным каркасом шос сейной инфраструктуры стала автомобильная трасса Ленинград-Мурманск. Наряду с железной дорогой она невольно напоминала о глубокой связанности всех преобразований на северной окраине с потребностями центра. Не случайно еще во время своего строительства в 1968 г. эта артерия вошла в сеть дорог общегосударственного значения125. Общая же протяженность шоссейных трасс с твердым покрытием в пределах Мурманской области резко выросла - с 26 километров в 1940 г. до 2226 километров в 1990 г. К моменту распада СССР примерно половина автомобильных дорог в крае была продублирована железнодорожными путями126. Направления основных транспортных коммуникаций лежали в основном на север и запад, обеспечивая тем самым контакт с океанской и пограничной полосой, что, очевидно, не только свидетельствовало о экономических усилиях центра, но говорило также о существовании государственных интересов, лежащих за рамками, собственно, экономической политики. Таким образом, следует отметить, что освоение природных богатств Кольского полуострова продолжалось на основе модели, разработанной в довоенное время. Развитие получили все основные отрасли, заложенные в 1920- 1930-е гг. Рыболовный флот сумел выйти на просторы Мирового океана. Однако начавшаяся диверсификация экономики СССР фактически привела к отказу от проекта освоения восточной части полуострова. С конца 1970-х гг. государство стало готовить почву для прорыва к углеводородному сырью Арктики. Миграционные процессы в военный и послевоенный периоды (1940-1990 гг.) 1940-е гг. мы выделяем как отдельный этап в истории заселения области. Переломными обстоятельствами следует считать, во-первых, депортацию иностранцев, и, во-вторых, начавшуюся Вторую Мировую войну. Оба взаимосвязанных события повлияли на миграционные процессы в области и изменили этнодемографическую ситуацию. В 1940 г. произошло выселение «инонационалов» с территории Кольского Севера. Приграничное положение Мурманской области способствовало закреплению установок правительства на выселение «сомнительных» этнических групп. До начала Второй Мировой войны в докладных записках тов. Маленкову секретарем комитета ВКП(б) Мурманской области поднимался вопрос о «неблагополучных элементах» в области и ужесточении режима пребывания в некоторых городах: «Надо, чтобы Мурманск был городом особого паспортного режима, здесь военный 125 ГАМО. Ф Р-405. Оп. 8 Д 331. Л. 174-175. 126Мурманской области 60 лет: Юбилейный статистический сборник Мурманск, 1998 С 60 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz