Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

этом возможность привлечения колонистов в традиционных для Мурмана районах была серьезно ограничена. Попытки «вербовки» добровольцев в других регионах окончились неудачей. Новым явлением в проведении колонизации Мурмана в 1930-х гг. стало привлечение административно высланных туда раскулаченных крестьян (спецпереселенцев). В этот период поэтапно ликвидируются специфические черты мурманской колонизации. В результате создания колхозной системы разрушается традиционное хозяйство колонистов, ориентированное на самообеспечение. Использование для заселения побережья насильственных методов положило конец существовавшей в 1860-х гг., и сохранявшейся в 1920-х гг., принципиальной ориентации на добровольных переселенцев. Фактическим завершением мурманской колонизации стала депортация из Мурманской области т.н. «инонационалов», и в т.ч. мурманских колонистов финляндского и норвежского происхождения в 1940 г. Информация по динамике и структуре миграционных процессов, а также распределения рабочей силы по различным показателям представлена на рисунке 1. В обработке архивных статистических данных, представленных на данном рисунке и последующих, использована технология инфографики. Инфографика выступает одним из популярных визуальных методов передачи сложной информации на сегодняшний день. В наше время информационной перегрузки и высокой концентрации внимания, все чаще используют инфографику, чтобы быстро и качественно передать информацию. Инфографика объединяет в себе наиболее часто используемые элементы информационного сообщения - текст и иллюстративный материал в единый для восприятия мозга символ. Преимущества инфографики заключается в том что, она обладает сильным эмоциональным воздействием. Исследованию проблем инфографики, в частности ее возникновения, становления, современного состояния и тенденций развития, посвящены работы Е.А. Барановой, Г.А. Никуловой, Т.В. Соловьева и др. С.В. Селеменов рассматривает инфографику как некую наглядную конструкцию, сокращенно НК. «НК - графический результат обработки большого количества сведений, подаваемый в электронной форме»"2.Т.В. Соловьева и ряд других авторов определяют инфографику как визуальное представление цифровой, графической и вербальной информации"3. 112 Селеменов С В. Школьная инфографика // Образование и современная школа 2010. №2 С 34-42. Соловьева T В. Инфографика в медийном и учебном текстах// Вестник НовГу. 2010 № 57. С 76-79. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz