Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

мужчин103104 *. По сравнению с данными 1899 г. грамотность на Мурмане в целом выросла незначительно - с 52,8% до 56,9%. Начало «железнодорожной колонизации» не решило школьных проблем. Предполагалось, что дети колонистов смогут посещать железнодорожные школы, однако такая возможность была лишь у тех, кто проживал вблизи станций Кола и Мурманск. Остальное население Мурманского берега ограничивалось школами, существовавшими во многом благодаря усилиям местного населения. В докладе зав. Отделом доходов Управления местных финансов в Мургубфинотдел от 20 июня 1925 г. «Об экономическом состоянии Териберской волости», отмечалось: «Школьное дело в волости поставлено из рук вон плохо. Имеются всего 4 школы: Териберка, Кильдин, Харловка, В. Лица. Причем отдельное и собственное помещение имеет только школа в Териберке, в остальных пунктах с детьми занимаются или в арендованном у частных лиц помещении (Харловка, Кильдин) или в помещении учреждения (на почте в В. Лице). Избы-читальни есть только в Харловке, Кильдине и Териберке. Потребность населения в школе громадна - в Гаврилово школа не действует с 1923 г., в Рынде школа закрылась еще при белых. Отсутствие школы привело к тому, что парни 16-17 лет неграмотны, не говоря о массовой безграмотности взрослого населения. О тяге населения к просвещению говорит то, что в Харловке население вскладчину арендует дом для школы за 130 руб. в год, в В. Лице силами населения разобраны и перевезены 2 дома для школы и читальни. Построить школы самостоятельно 104 население не может из-за недостатка средств» План по колонизации Мурмана 1930-31 гг. уделял большое внимание школьному и культурно-досуговому строительству. В частности предполагалось построить 10 школ 1-й ступени, 10 изб-читален, 10 клубов, и впервые - 9 спортплощадок103. Повсеместно разворачивалась борьба с неграмотностью. К концу 1931 г. было доложено о проведении всеобщего обучения в Териберском районе, где на 1 ноября 1931 г. было 8 школ. По данным подворных книг 1930 г. грамотность составляла 53.9%106. Тем не менее, в 1933 г. неграмотных в Полярном районе было 253 чел., из них 203 на селе. Охвачено ликбезом было 170 чел., из них 140 - на селе107. Масштабное заселение Мурманского берега в начале 1930-х гг. (главным образом, силами спецпереселенцев) повлекло за собой увеличение числа учащихся в существующих школах и необходимость расширения сети школ. В 1934 г. планировалось строительство ряда новых школ на Мурмане, что было вызвано необходимостью обеспечить нужды новых колонистов, причем как добровольных, так и спецпереселенцев. Воленс H.B Колонисты Мурмана и их хозяйство М., 1926 С 15. 104 ГАМО Ф. 132 On. 1 Д. 34 Л. 34-34. 1115ГАМО Ф Р-162 On. 1 Д 322. Л. 38 11.6ГАМО. Ф. Р-162. On. 1. Д. 373. Л. 4.3. 11.7ГАМО Ф Р-162. On. 1. Д. 373. Л. 77. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz