Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

школьного образования ограничивалась церковно-приходскими школами, в большинстве из которых уровень образования был весьма низок, В послереволюционный период положение школ на Мурманском берегу, как и по всему Александровскому уезду ухудшилось. Хотя для советской власти вопрос о деятельности школ имел важное идеологическое значение, вплоть до 1930-х гг. ситуация в этой сфере оставалась довольно напряженной. В 1917-1920 гг. положение школ, находившихся в разных колониях, могло существенно различаться. Судить об этом можно по докладам учителей, поступавших в 1919 г. в Александровскую уездную земскую управу. Так, 13 апреля 1919 г. учительница Териберского двухклассного министерского училища Е, Мефодиева сообщила, что «Ученья в школе по сие время нет, за неимением дров и сторожа. ... казенное здание отопить невозможно, частной квартиры нет. Сейчас нахожусь в критическом положении. Сообщения нет, хлеба выдают 15 ф. Провизии нет никакой, так что половину месяца приходится жить впроголодь, выехать нет никакой возможности»101. В 1919 г. возник и вопрос о школах, находившихся в финских и норвежских колониях, подчас приобретавший политическую окраску. Летом- осенью 1919 г. целый ряд крупных финских колоний (Вайда-губа, Червяная, Земляная и Ура-губа) отказались от помощи школам, сославшись на трудное экономическое положение102. В 1920-х гг. школьное дело на Мурмане находилось далеко не в лучшем положении. Ряд школ, существовавших ранее, был закрыт, большинство из действующих школ не имели собственных зданий и размещались в приспособленных помещениях, ощущалась нехватка школьного оборудования и учебных материалов. В начале 1920-х гг. сохранялось традиционное разделение по грамотности между колонистами-лютеранами и православными. По данным статистико-экономического исследования 1921-1922 гг. поголовно грамотными были норвежцы (за исключением двух 9-10-легних детей). На втором месте стояли финляндцы — у них 10.1% населения старше восьми лег было неграмотно. На третьем месте по грамотности мужчин стояли русские, однако грамотность русских женщин была настолько низкой, что их сильно опережали лопарки и фильманки. Наименее грамотными среди мурманских колонистов были карелы обоего пола. Примечательно, что на Западном Мурмане русские и карелы резко выделялись своей неграмотностью (60,6% и 61,7% соответственно), тогда как на Востоке грамотность мужчин была значительно выше (58,7% и 46,6%). При этом на Западе уровень грамотности и неграмотности мужчин и женщин был практически одинаков. На Востоке же число неграмотных женщин было в 1,5-2 раза больше числа неграмотных "" ГАМО Ф Р-8 On 1. Д. 20. Л. 13-13. 1112ГАМО Р-8 Оп.1. Д 20. Л. 91. 280, 283. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz